Найти тему
Максим Бутин

4891. РАЗВИВАЮЩИЙСЯ И СВИВАЮЩИЙСЯ МИР…

1. Мир несовершенен покуда он развивается.

Развитие — это получение частями целого отдельного существования при сохранении связи с целым.

Когда развитие осуществляется к обогащению содержания и форм целого, оно прогрессивно.

Когда развитие осуществляется к обеднению содержания и форм целого, то есть к фактическому отрыву частей от целого и к самостоятельному существованию частей в качестве новообразованных целых, оно регрессивно.

2. Противоположностью развития явится свитие, то есть потеря частями целого отдельного существования при сохранении связи с целым.
Когда свитие осуществляется к укреплению содержания и форм целого, оно
прогрессивно.

Когда свитие осуществляется к потере идентификации частей и сплавлению их в нечто одно простое и, стало быть, к обеднению содержания и форм целого, оно регрессивно.

3. Если мир развивается прогрессивно, то есть с каждым днём становится лучше, то текущее его состояние есть состояние несовершенства, завтра — совершеннее, чем сегодня, а послезавтра — совершеннее, чем завтра. В этом случае только предел совершенства, некий идеал мира, рай мира, будет для мира совершенством. Но тогда, достигнув этого состояния, мир перестанет развиваться. От добра добра не ищут, а достигнув идеала от него не убегают. Мир достигнет полноты своего бытия.

Если мир развивается регрессивно, то есть с каждым днём становится хуже, то текущее его состояние есть состояние относительного совершенства, завтра — несовершеннее, чем сегодня, а послезавтра — несовершеннее, чем завтра. В этом случае только предел несовершенства, некий антиидеал мира, ад мира, будет для мира несовершенством. Но тогда, достигнув этого состояния, мир перестанет развиваться. Он вообще перестанет быть, будучи обкусан изъянами намного безжалостнее логотипа Apple Corps. Мир достигнет полноты своего небытия.

3. В несовершенном мире также и истина должна быть несовершенной. Вместо ясной абсолютной истины мира, данной абсолютному уму, затевается бесконечное мотание мерзкой эмпирической канители «диалектики абсолютной и относительной истин», когда всякая текущая истина относительна, но содержит в себе частичку абсолютной истины, так что чеки выдаваемые истиной накалываются на общий штырь знания, выступающие края уже точно относительных истин со временем обрезаются, а истины абсолютные накапливаются частями, квантами, делая умнее допетривший до них ум, который тоже никакой не абсолютный, а сперва собачий и кошачий, потом обезьяний и лишь потом человечий со всеми присущими ему человеческими несовершенствами ковыряния в носу и пониже спины.

Вот эта принципиально больная эмпирическая истина и есть та текущая мудрость, которая присуща текущему миру и которая воспринимается текущим умом человечества как единственно ему доступная.

Чем менее умны люди, тем в менее совершенном мире они живут, ибо истина мира отражает не только состояние мира, но и состояние человеческих умов. В суждении о мире, под обличьем которого и выступает истина мира, участвуют две стороны: судимый и судящий. Как глупый ум может судить? Глупо. Вот в соответствии с глупым суждением о мире глупый и будет себя вести в неизбежно глупом для него мире.
И это рассуждение об истине мира касается как развивающегося, так и свивающегося мира.

4. Наблюдение за участками прогрессивного и регрессивного развития, прогрессивного и регрессивного свития должно наводить наблюдающий ум на мысль о прогрессивных и регрессивных пределах этих развития и свития. Даже если путь мира к этим пределам мыслится бесконечным, так что он фактически их никогда не достигнет, всё равно эти пределы должны быть как-то мыслимы и как-то обозначены на карте мира.

И как только эти пределы обозначены, появляется принципиальная возможность для ума сойти с эмпирической позиции текущего состояния мира, его прошлого, настоящего и будущего, диалектики относительной и абсолютной истин и встать на позицию не текущего состояния мира, но цельного лика мира, не эмпирии, но теории, не времени, но вечности, не диалектики относительной и абсолютной истин, но метафизики абсолютной истины. Картина мира мгновенно преобразуется в зеркально противоположную.

В таком мире, согласно ироническому наблюдению К. В. Ф. фон Шлегеля, существуют писатели, которые пьют абсолют как воду, и книги, в которых даже собаки имеют отношение к бесконечности. Девяностые годы ХХ века в России показали, что вовсе не только писатели пьют «Абсолют» как воду, много пьющих и среди читателей и даже совсем безграмотных или формально грамотных, но не сделавших к чтению привычку. Так что и соотношение собак и бесконечности — вовсе не кунштюк писательского мастерства, а сущая обыденность такого мира. То есть мир развился и свился так и настолько, что ирония шлегелева суждения постепенно иссякает и становится обыденной реальностью. Такие у нас писатели. Такие и собаки.

Карл Вильгельм Фридрих фон Шлегель, знаток собак...

Это мир несомненного бытия Абсолюта, мыслить ли его под этим именем или назвать его ещё и Богом. Бог — это идеал Мира. Бог — это то, к чему придёт Мир.

Раз познавший такой мир, не опустится уже до постылой необходимости эмпирического мира. И не променяет абсолютную истину на истину, добротно пролеченную от насморка иглоукалыванием (это когда истине для её же блага в носопырку иголки тычут).

2020.09.29.

Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/максим-бутин/4891-развивающийся-и-свивающийся-мир/1749850528517859/