Изучая в советской школе литературу Возрождения, безуспешно искал я русскую литературу того времени. Создалось впечатление, что литературы, живописи, да и вообще культуры на Руси не было вплоть до царствования Петра Первого. Или она была, но кто-то ее уничтожил, как уверяют диванные конспирологи. Судите сами.
Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, основным отличительным качеством которой является гуманизм и антропоцентризм, то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности. В Европе Ренессанс приходится на период XV—XVI веков. За двести лет, с 1400 до 1600 года были созданы жемчужины мировой культуры.
В литературе это - «Декамерон» Боккаччо, «Дон Кихот» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).
Европейское #искусство Возрождения - работы Сансовино (1486—1570), Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520), Микеланджело Буонарроти (1475—1564), Джорджоне (1476—1510), Тициана (1477—1576), Антонио Корреджо (1489—1534).
А что на Руси? Намеренно не говорим "в России", поскольку такого официального названия государства #Россия не было до второй половины XVI века. К тому же и Руси тогда было две: Новгородская и Московская.
На эту тему мы писали здесь:
Как Москва уничтожила свободную Русь Москва с ее ультра-реакционным изоляционизмом была неспособна превратить полуазиатское государство в европейскую державу...
Итак, что мы видим в литературе Русского государства с 1400 по 1600 год?
Историки и искусствоведы могут перечислить не один десяток разнообразных летописей, и это понятно. Летописцы всегда выполняли заказ разных групп влияния, придумывая собственную версию истории государства Российского. Да и в этом случае летописцы предпочитали рассказывать об истории всемирной - тот же "Хронограф" содержит больше сведений об истории римской и Византийской империй, тогда как #история россии освещается скупо.
Из светских произведений тех времен до нынешних просвещенных россиян дошел разве что рассказ купца Афанасия Никитина о путешествии за три моря.
И все? Вся #литература ?
К слову, европейская драматургия не кончается на Шекспире и Лопе де Вега, в европейских театрах играли и другие пьесы, каковых было немало. А у нас что? А ничего.
Ссылки на неграмотную #Русь и отсутствие книгопечатания наивны. Простые европейцы тоже не поголовно грамотными были, но это не помешало литераторам Возрождения иметь своих читателей.
А живопись?
Иконопись Руси времен европейского Возрождения действительно представлена большим количеством работ. Но тщетно искать русские картины того периода на светские темы, скульптуры.
И только спустя 200 лет после того, как европейцы стали благодарными читателями и зрителями творений искусства, русские литераторы и живописцы начали демонстрировать собственные таланты.
В чем причина такого разительного отличия русской культуры от европейской?
Научных достоверных объяснений что-то не нашлось на просторах Интернета.
А среди ненаучных конспирологических чаще всего встречается только одна версия: некие враги уничтожили все, что создавали гении Руси. Объяснять собственные неуспехи и поражения происками внешних врагов это уже много веков наша национальная традиция.
Однако заслуживает внимания более логичная версия.