Авторский кинематограф плотно вошел в прокатную и фестивальную жизнь. Сейчас нашу страну знают лучше по картинам Звягинцева, Чупова и Меркуловой, Федорченко и Балагова, а с не давних пор еще на слуху и Филипп Юрьев с его чукотским «Китобоем», с которого мы и начнем.
Kitoboy
Чукотский мальчишка Лешка живет как все, работает и гуляет с друзьями, пока не узнает, что такое вебкам-модель и не влюбляется в одну из них. Он учит английский, разговаривает с ней, а узнав, что она живет в Америке, решается на самый отчаянный шаг в жизни, рвет с прошлым и отправляется в путь.
Дебют вышел в лучших традициях российских авторских фильмов. Создатели следят за своими героями, давая им полный простор для развития, проб и ошибок, следуют за ними повсюду и делают выводы или оставляют мнение о том, что происходит по воле зрителей.
Картина удостоилась специального приза на Венецианском фестивале и трижды была отмечена на Кинотавре (награды за режиссуру и главную роль и диплом от киноведов и критиков)
Человек, который удивил всех
Фильм Алексея Чупова и Наташи Меркуловой рассказывает о мифе, в котором мужчина, герой Евгения Цыганова, выбирает для себя скользкий путь, не взирая на общественное мнение, за что становится изгоем и не понимаем даже самыми близкими.
Проект получился напористым, вдавливающим зрителей в кресла/диваны и не дающий расслабиться ни на секунду, вплоть до финальных титров.
В Венеции фильм отметили за лучшее исполнение женской роли, а также он проходил в списках номинантов всех главных российских кинопремий.
Эйфория
В средине 2000-ых Иван Вырыпаев бомбанул со своей картиной, ставшей точкой отсчета в историях, где все красиво, эротично, жестоко и реалистично.
Музыка Айдара Гайнуллина, жара, так и вырывающаяся с экрана, и желание присоединиться к героям, которые по разным причинам постоянно оголяются – вот и все мысли после первого просмотра «Эйфории». Постепенно приходит понимание и ощущение еще одного дна, соображений и разговоров о тонкости русской души.
Фильм получил Малого золотого льва Венецианского кинофестиваля и был номинирован на все основные российские кинопремии.
Овсянки
Директор бумажно-целлюлозного комбината едет хоронить жену и в дороге делится с попутчиком – фотографом – историями из совместного прошлого, откровенные и, по его мнению, правильные.
Зрители не были готовы к такому. Алексей Федорченко до сих пор снимает непростые для восприятия истории, которые складываются (хотя и не всегда) во что-то лишь к финалу, а до этого герои заигрывают с различными обрядами и верованиями малочисленных народов нашей необъятной родины.
Картина получила три приза Венецианского кинофестиваля (ФИПРЕССИ, экуменического жюри и за операторскую работу), а также входила в число номинантов главных российских кинопремий.
Еще один год
Оксана Бычкова после хитового проекта «Питер FM» продолжила копаться в человеческих душах. Ее последняя полнометражная работа рассказывает про пару, у которой любовь и страсть превращаются в равнодушие и обыденность.
Фильм такой же невыносимый, как и эмоции, испытываемые героями. Авторы будто бы снова и снова вместе со зрителями проживают этот непростой период, в котором мало что можно найти кроме правды жизни, неудобных моментов и существующих в кадре актеров.
Фильм участвовал в конкурсной программе Кинотавра.
Ученик
Пьеса, написанная немецким автором Мариусом фон Майербургом, как нельзя лучше легла на нашу действительность. Вениамин, заигравшийся в свою веру в Бога, рушит стены, границы и выводит на свет все самое ужасное, что есть в людях.
Одна из сильнейших киноработ Кирилла Серебренникова со звездным актерским составом и операторской работой Владислава Опельянца («Заложники»).
У картины есть специальный приз Франсуа Шале Каннского кинофестиваля, а также номинации на премии Европейской и Российских киноакадемий.
Географ глобус пропил
Александр Велединский, написавший когда-то «Бригаду» и снявший «Живого» с Чадовыми, взялся за святое – экранизировал самый известный роман Алексея Иванова про учителя, который не живет, а мучается, но ему это даже в какой-то степени нравится и помогает просыпаться по утрам.
Непростое кино о любви к людям, родине, профессии и детям, которое старается всеми силами быть не хуже книги, а все проблемы и сложности перекрывает актерскими работами больших профессионалов своего дела.
Номинировавшийся везде и всюду фильм, так и остался любим и почитаем лишь публикой.
Дылда
Вторая работа Кантемира Балагова могла стать очередной историей о войне, но тонкая и душевная натура автора не позволила скатиться истории в то, что обычно происходит с подобными работами.
Любовь, зависть, трусость, страх и нежелание голодать – все здесь объединяется в общий нерв, который и ведет зрителей за собой, показывая ужасы, откровенность и невозможность просто перевернуть страницы прошлого.
Картина стала обладательницей призов (Особый взгляд – лучший режиссер и ФИПРЕССИ) Каннского кинофестиваля и была отмечена номинациями Европейской и Российской киноакадемий.
Как я провел этим летом
Наши сняли свою версию «Маяка» задолго до Роберта Эггерса. Двое работают на полярной станции и лишь радиосвязь помогает им общаться с большой землей.
Им нелегко ужиться друг с другом, особенно, когда появляются секреты, поэтому каждому придется выбрать свою «игру», которая позволит ему дожить до того момента, когда их приедет сменить другая вахта.
Фильм – обладатель наград Берлинского кинофестиваля (за главные роли и выдающиеся художественные достижения) и номинант Европейской и Российской киноакадемий.
А что Вы любите из авторского кино?
Автор: Дмитрий Бортников