Мы ждем Второго пришествия Христа.
В Писании даны признаки приближения этого события. «Услышите о войнах и военных слухах» - угрозы войн (Сирия, Ливан, Иран), напряженность с Турцией, странами НАТО, военные действия на Украине.
«Будут глады и моры» - не так давно мир сотрясался от страшной лихорадки Эбола, а сегодня коронавирус КОВИД-19 распространился по всей планете и унёс тысячи жизней.
Стихийные бедствия, землетрясения, цунами, пожары, наводнения, аварии не прекращаются, а наоборот умножаются и усиливаются. Природа бунтует против деятельности человека на земле. Она противодействует губителям земли. Вся эта нарастающая волна бедствий является признаком того, что близок всему конец. Возвращение Христа на землю не за горами, оно близко, при дверях.
Но все эти бедствия - это еще не конец. Когда же наступит конец?
Когда исполнится последний, главный признак: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец»(Мф.24:14).
Что Бог делает для его исполнения? Как Он осуществляет Свой план распространения Евангелия по всей вселенной?
Господь изначально спланировал материальное обеспечение распространения Благой вести. Он всё продумал, всё просчитал, составил калькуляцию, выявил все расходы и свел к минимуму затраты. В результате Им была создана стройная система поддержки благовестия, называемая десятиной.
Справедливо и просто, как всё гениальное – от каждого верующего равная доля независимо от его состояния. То есть по 10% его дохода, и весть о Христе будет подкреплена так, что ее можно будет распространить «во свидетельство всем народам». Этих средств будет достаточно, чтобы обеспечить работу проповедников Евангелия по всему лицу земли.
Однако в последнее время усиливается и противодействие тому, чтобы Божий народ приносил десятины в дом хранилища. И мы сегодня наблюдаем в среде христиан атаку на святыню Господню. Появляются разного рода «библейские исследования», уверяющие нас, что необязательно верующему человеку мучить себя возвращением десятины. Достаточно пожертвований.
Что проклятия, которые записаны в книге Малахии, к нам не относятся и ушли в далекое прошлое. Что десятина не имеет в виду деньги, а только плоды деревьев и семена растений. Что десятиной облагался не человек, а земля.
Что Авраам принес совсем не ту десятину, о которой вам говорят в церкви. «Не верьте! Вас обманывают пастыри! Авраам отделил часть от военных трофеев и сделал это только один раз! А в Новом Завете вообще не говорится о десятине, - она отменена вместе с институтом левитов и священников!» И т.д., и т.п.
Как относиться к таким воззваниям? Что отвечать на это? Предоставим ответить Священному Писанию. Пусть Сам Господь скажет Свое Слово по этому поводу.
Опыт Авраама
Авраама, праотца Израиля, Библия называет еще и «отцом всех верующих». В том числе и нас с вами. Он был призван из дома отца своего уйти в страну чужую, неведомую, населенную языческими племенами Хама и Ханаана.
Зачем Господь повелел ему пойти туда? С какой целью? Во-первых, чтобы сохранить его самого от влияния идолопоклонников, от поклонения ложным богам, которое охватило Халдею и все земли Арамеи. Земля же Ханаанская еще не была в то время так развращена (см.Быт.15:16).
А во-вторых, для того, чтобы благовествовать, нести Благую весть спасения всем, кто находился в прекрасной стране на территории Палестины. Авраам – это проповедник–евангелист времен патриархов. Его задачей было нести весть о Боге своим образом жизни, своим поклонением Творцу и Спасителю, совершать богослужения на жертвенниках. Учить Божьему закону, в том числе и закону о десятине. То есть нести весть о Боге устно и наглядно.
Господь шел с ним, поддерживая его, направляя его, обеспечивая его материально. И однажды с Авраамом произошел случай.
«Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего»(Быт.14:17-20).
Мелхиседек благословил Авраама хлебом и виноградным плодом, а также словами: «благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои». Мелхиседек, Божий слуга, прославил имя Бога Всевышнего, что он и делал постоянно, потому что был священником Господним.
Сегодня среди некоторых христиан существует такая точка зрения: десятина Авраама – это вовсе не десятина Господня, а дары военных трофеев, сделанных не по закону Божьему, а по личному желанию Авраама.
Кроме того, как они утверждают, это было разовое приношение и более не повторялось. Отсюда вывод: десятина Господня – это «дань» по закону, который появился только у горы Синай. Эту «дань» сегодня возвращать не обязательно и не следует относить на свой счет проклятия из книги Малахии.
Что мы скажем на это? Во-первых, десятина – это наше добровольное приношение. Никто не заставляет нас это делать, кроме нашей совести.
Во-вторых. То, что Библия только один раз описывает возвращение десятины Авраамом, вовсе не означает, что он не делал этого регулярно.
Известен ли был Божий закон до Синая? Знали ли заповеди Божьи Адам, Сим, Ной и другие патриархи? Несомненно, потому что закон в те времена передавался устно, из уст в уста.
В Библии нет ни одного упоминания о том, что Авраам или кто-нибудь из патриархов однажды как-то раз исполнил, например, заповедь «не прелюбодействуй» или заповедь «не кради». Но мы не можем поверить в то, что закона Божьего в те дни не существовало. Так же как мы не верим и в то, что Авраам не исполнял эти заповеди регулярно.
Таинственный Мелхиседек
Откуда взялся священник во времена патриархов, которые сами были священниками в своих родах? Кто этот Мелхиседек? Библия не открывает его таинственности. «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр.7:1-3).
Ни один человек в Священном Писании не подходит под эту категорию. Сказано, что Мелхиседек подобен Сыну Божьему, и чин его намного выше чина Авраама как священника и чина Аарона, правнука его. Та характеристика, которую дает Мелхиседеку Божье Слово, говорит о том, что священник Мелхиседек – прообраз Иисуса Христа, Первосвященника небесного, также таинственного для нас сегодня.
И кому же принес десятину Авраам? Мелхиседеку? Прежде всего, он принес ее Богу, как ее Владельцу, и отдал Мелхиседеку, как Божьему представителю на земле.
Для чего он это сделал? Чтобы имя Божье прославлялось и далее на земле посредством служения Мелхиседека. Чтобы истина Господня распространялась по всей вселенной во свидетельство всем народам. Чтобы весть спасения достигла каждого человека, и настал конец истории греха.
Земледельческая десятина
Наши оппоненты утверждают, что десятина должна включать в себя только то, что написано, а именно: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев.27:30).
То есть десятина, по их мнению, это только семена трав и плоды деревьев. Они отрицают десятину с овощей, ягод, бобовых, орехов и корнеплодов, таких как морковь, свекла, картофель. Эти продукты не могут, по их мнению, входить в определение святыни Господней по закону, и могут быть лишь дарами, принесенными по желанию.
Кроме того, они утверждают, что серебро, золото, драгоценные камни и тем более бумажные деньги не могут быть святыней, потому что не несут в себе искры жизни. И здесь входят в противоречие: заклятое золото, серебро, драгоценности и деньги могут быть святыней, а если они представлены в виде десятины, то не могут. Библия этому совершенно не учит.
Тем не менее, исходя из этого надуманного и противоречивого утверждения, они делают вывод: «Десятину могут отдавать только земледельцы и животноводы. Все остальные освобождены от ее уплаты. Десятиной облагается земля, а не человек». И такая точка зрения проповедуется сегодня с некоторых церковных кафедр.
Эквивалент продуктов питания
Что мы ответим на это? Что такое деньги? Они имеют ценность? Почему? Только по одной причине – деньги, золото, бриллианты являются эквивалентом товара, необходимого для жизни. Да, не только предметов первой необходимости и продуктов питания, но и их в том числе.
О ценности денег, как эквивалентов не только растительной и животной пищи, но и самих земельных участков, говорится той же Лев.27: «А если кто посвятит Господу поле купленное, которое не из полей его владения, то священник должен рассчитать ему количество оценки до юбилейного года, и должен он отдать по расчету в тот же день, [как] святыню Господню» (Лев.27:23).В данном случае деньги, как замена земли, являлись святыней Господней.
Ценность денег выражается в ценности товара для человека. Иначе деньги были бы просто бумагой или кусочком металла. Но их можно всегда обменять, например, на пищу или одежду.
Конечно, сами по себе деньги не приносят жизни, но они как сегодня, так и в древности расценивались как пропитание. Посмотрите, как назвал деньги Иисус Христос. «истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк.12:44).
И в то время, так же как и в наше, деньги служили удобным заменителем продуктов питания при расчетах между людьми. Поэтому, не являясь ни земледельцем, ни скотоводом можно отделять «пропитание» для дела Божьего на земле. Какого дела? «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец»(Мф.24:14).
И мы сегодня несем весть спасения, участвуем в этом Божьем деле, неся пропитание служителям Евангелия. Потому что цель и назначение десятины – благовестие, к которому Бог призывает каждого верующего человека.
Всеобъемлющий принцип
«Десятиной облагается земля, а не человек». Этот вывод делается на основании Лев.27:30. Но что говорит текст?
«Всякая десятина на земле», - семена злаков и плоды деревьев, - это общий принцип, который включает в себя и чистых животных. Всё, что кормит человека, ради чего он трудится, как написано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой». Об одном ли только хлебе говорит Господь? Конечно, нет. Речь идет обо всех продуктах питания, обо всём, что поддерживает его жизнь, идет на пользу его здоровью.
Поэтому нельзя так фанатично упираться в букву: написано «хлеб», значит только хлеб и всё. Следуя такому узкому прочтению, мы просто придем к абсурду.
В Лев.27:30 дан общий принцип, по которому нужно относиться к десятине, и что в нее должно входить всё самое ценное для человека. Здесь виден четкий закон, который отправляет нас во времена до потопа, когда первым людям планеты было сказано: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу» (Быт.1:29).
«Семя травное и плод древесный» – в этих двух категориях без расшифровки подробностей уложены все виды продуктов питания, какие только были на земле.
Те же самые категории упомянуты и в заповеди о десятине, что так же говорит о всеобщем охвате всего, что Господь сотворил для пищи. Господь не перечислил всю возможную пищу на земле, но дал понять о ее растительном происхождении от земли.
Поэтому те, кто буквалистски подходят к тексту, попадают в проблему его толкования. И подобно хасидам, упираясь в букву, ограничивают десятину лишь семенами и плодами деревьев.
«Всякая десятина на земле». Что находится на земле? Растения, животные, произведения человеческого труда. Пищей являются семена, плоды, чистые животные, а также птицы, рыбы, насекомые. Почему нет в Лев.27 ягод и грибов? Это ведь не плоды деревьев и не семена злаков? Почему нет овощей? Корнеплодов? Орехов и бобовых?
Потому что Бог установил принцип, по которому 1/10 всего, что есть съедобного и полезного на земле, отделено Им для особой цели. Поэтому вывод, что десятиной облагается участок земли, неверен.
Духовная суть десятины
В чем суть десятины? Какова ее цель? Десятина задумана Господом и установлена только для одной цели – осуществлять благовествование. Это ее предназначение. К этому Господь призвал человека.
Отдавая десятину, мы исполняем Божье повеление: «Идите, научите все народы». И Господь призвал участвовать в благовестии, то есть возвращать десятины, не только тех, кто имеет участок земли.
Если только по букве, узко рассматривать вопрос, то в этом деле должны участвовать только земледельцы и скотоводы. Как насчет рыбаков, мытарей и других профессий? Получается, что большинство учеников Христа были освобождены от возврата десятины. Да и Сам Иисус не возвращал ее в таком случае! Ведь Он зарабатывал на жизнь не земледелием. Получается, что Тот, Кто издал закон о десятине, став человеком, избавил Себя от ее уплаты, давая нам в этом пример, - вот до какого абсурда можно дойти, следуя логике противников возврата десятины.
Вот так пытаются разрушать Божьи законы, указывая на Библию, но при этом однобоко ее трактуя. И приходят к совершенной ереси: «Не хочешь платить десятину? Не занимайся сельским хозяйством – иди в плотники, в рыбаки, в парикмахеры, в строители».
Но Божье Слово ставит на место горе- исследователей: «Все, что на земле» - это значит абсолютно всё. И плоды рук Божьих, и дела рук человеческих, служащих для поддержания жизни, здоровья, безопасности, поддержания нормальных бытовых условий тех, кто посвятил свою жизнь проповедованию Евангелия во свидетельство всем народам.
Материальная поддержка Евангелия
Сделаем некоторые выводы.
Десятина была известна задолго до Синая и Моисеева закона. О десятине знали так же, как знали о заповедях «не убивай» и «не кради» и всех других. Заповедь о десятине, как и все другие, была записана Моисеем по исходе из Египта.
И теперь зададим прямые вопросы и ответим на них:
Система десятины утверждена Богом? Да.
Десятина является святыней Господней? Да.
Это разумный метод финансирования? Да.
Справедливый? Да.
Оправдал себя на практике? Да.
Церковь может перенять эту левитскую модель? Да.
Церковь нуждается в испытании на верность? Да.
Мы нуждаемся в постоянном напоминании о том, что всё, чем мы располагаем, принадлежит Господу? Да.
Учил ли Христос возвращать десятину? Да.
Если бы нашими финансами управлял Бог, отделял бы Он 1/10 на содержание Своих пастырей? Без всякого сомнения.
Для Бога принесение десятин – это не вопрос нашей благодарности. Это вопрос долга, основанного на желании того, чтобы скорее исполнилось обещание Иисуса Христа: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец»(Мф.24:14).
Каждый может участвовать в этой работе благовестия. Не обязательно быть апостолом-евангелистом – «все ли апостолы?»,- спрашивает Священное Писание. Далеко не все.
Не обязательно быть пророком-проповедником – «все ли пророки?»
Не обязательно быть пастырем-учителем – «все ли учители?»(1Кор.12:29).
Не каждый может ходить из дома в дом, не каждый может распространять евангельскую литературу или обучать библейским урокам.
Но есть евангельское служение, которое может совершать абсолютно каждый член церкви Христовой, даже не умея говорить, даже находясь на одре болезни, даже не выходя из дома.
Какое это служение?
Возврат десятины Господней. Она предназначена только на евангельскую работу, чтобы поддерживать служение благовествования, служение спасения. Десятина посвящена на поддержку тех, кто несет весть Божью в мир, и эти средства не следует тратить ни на какие другие цели, кроме возвещения Евангелия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.