"Белорусская нобелевская лауреатка Алексиевич обратилась к русской интеллигенции. Ей немедленно ответили Шац, Кац, и Альбац." - Источник: anekdot.ru
Смешно?
Да не слишком.
Русские евреи как-то традиционно стали восприниматься как некая контр-культура внутри российской культуры, контр-элита внутри российской научной и артистической элиты. Они всегда против российского государства, даже в тех вопросах, в которых оно занимает вполне гуманную, законную, и разумную позицию; и всегда, получая награды от российских властей, они "держат фигу в кармане", объясняя потом своим друзьям и единомышленникам, что не грех и обмануть "неверных".
Причем "неверные" тут - не в смысле религии, а в смысле "представители другой культуры". Другой ветви российской культуры, я бы уточнил.
Одна моя знакомая постоянно участвует в протестах против "кровавого путинского режима". И вот, когда на Украине случился последний майдан, приходит светлая новость: нацики собираются громить евреев в Днепропетровске и Николаеве. А у моей знакомой в Николаеве и Херсоне родня. Евреи, как вы понимаете.
И вот эта бедная русская диссидентка с надрывом произносит: "Это что же, я теперь за Путина должна буду быть?!"
Ну, хохлятским нацикам достаточно быстро объяснили, что евреев трогать нельзя, можно резать и насиловать только русских, и всё у неё стало опять хорошо и понятно: Путин плохой, нацики - хорошие...
* * *
Являются ли вообще российские евреи - представителями русской культуры?
По моему глубокому убеждению - да.
Уезжая в Израиль или США, они все равно сохраняют интерес к событиям в России, продолжают общаться с русскоговорящими бывшими согражданами, предпочитая это общение своим новым соотечественникам. Что уже позволяет уверенно относить их к категории "русских", что бы они о себе ни думали.
Многие из них продолжают публиковаться в России, и даже пользуются популярностью на бывшей родине.
Да, блин! даже их дети - легко понимают русский менталитет, находят общий язык и точки соприкосновения со своими русскими сверстниками, понимают шутки на русском языке и сами их придумывают. Некоторые из них ухитряются писать книги на русском языке (!), и очень неплохие.
Я бы сказал, русские русские быстрее ассимилируются за рубежом и теряют связи с Россией, чем русские евреи.
* * *
Однако как же так получается, что, будучи глубоко русскими внутри, наружно русские евреи постоянно противостоят России - государству?
Мне кажется, дело - в полосе оседлости.
Попав в Россию в XVIII-XIX веке, польские евреи испытали серьезнейшую дискриминацию; причем дискриминация эта была именно в той сфере, которая традиционно была главной в жизни еврея - в книжной жизни, в образовании.
Напомню, еврейский народ - первый в истории (и, сдается мне, до сих пор единственный), который поставил на первое место в жизни человека и общества - образование. Знания, первоначально чисто религиозные, но, постепенно, и знания в других областях, стали для еврея мерилом его успешности; и то, чему он смог обучиться за свою жизнь, однозначно определяло его статус в еврейской общине, и даже больше - в обществе.
Не деньги, не доблесть, не зажиточность, не количество детей - знания! вот что было объявлено главным, и стало главным.
С этой точки зрения евреи - народ будущего, и рано или поздно они займут все ведущие посты во всем мире... если остальные народы не одумаются, конечно. Сейчас пока только китайцы с их конфуцианством и фетишем высокообразованного чиновника могут как-то выглядеть сравнимо с евреями.
И полоса оседлости лишала евреев именно этого - возможности свободно получать образование, возможности свободно совершенствовать свой разум и свои умения. Фактически, их приговаривали к безграмотности, духовному и ментальному прозябанию просто по факту иной религии.
* * *
Эта обида евреев на российскую - царскую - власть была глубокой и болезненной. Фактически, именно ограничения на получение образование и участие в общественной жизни породили массовый приход евреев в революционные и террористические общества на рубеже XIX и ХХ веков, именно эта обида сделала евреев рьяными сторонниками советской власти, проводившими её декреты в жизнь по всей стране во время гражданской войны, и вывела массу евреев в руководящие работники в первые десятилетия СССР, что даже позволило Гитлеру утверждать, будто бы всё учение большевизма было придумано евреми для того, чтобы закабалить остальные народы.
Однако, что же случилось потом? Почему, став одной из опор Советов, евреи (вернее, еврейская интеллигенция) по-прежнему духовно противостоит власти?
На мой взгляд сыграли свою роль сразу несколько факторов.
Самой очевидной причиной можно считать реставрацию русского национализма после Великой Отечественной войны. Сталин испытывал глубокое чувство благодарности к русским людям, которые не попытались свергнуть советскую власть, несмотря на всё с ней взаимное непонимание; а также он не мог не заметить, что именно русские внесли наибольший вклад в победу. Помните тост "за русский народ"? Соответственно, для него стала естественной, во-первых, опора на русский народ (включая белорусов и украинцев) в большей мере, чем до войны, а также частичная реабилитация русских национальных символов и национальных героев. Эта "реставрация царизма" не могла не породить протеста у глубоко мыслящей части еврейской интеллигенции.
Вторым фактором стоит назвать рьяный антисемитизм, широко пронизавший советское общество в шестидесятых годах. Он, в какой-то мере, стал реакцией на "засилье" евреев во властных структурах в 20-ых и 30-ых годах; но, до некоторой степени, играла свою роль и та поддержка в карьере, которую евреи постоянно оказывали другим евреям - пусть даже малознакомым. Это "землячество" (неверный по понятным причинам термин... но всё же) естественно сталкивалось с противодействием. В итоге, в позднем СССР в науке, искусстве, руководящих органах четко прослеживались два варианта: "жидовствующие" и "русопятые". Ну, то есть те организации, в которых заправляли евреи - и те, в которые еврей мог попасть только случайно.
Отдел кадров военного завода. Заходит претендент на должность:
- Зд'гавствуйте!
- До свидания...
Понятно, что та часть евреев, которая не попадала в нужный им ВУЗ на учебу или в нужное им учреждение на работу, проникалась ощущением дискриминации со стороны властей. Хотя власти-то, как раз, очень старались не допускать никаких перекосов.
Ну и третий фактор... генетическая память, так сказать. Еврейский народ помнил, что государство здесь его гнобило... и переносил свое отношение к царским властям - на власти советские.
Фактически, "полоса оседлости" за годы советской власти перестала существовать географически, но прочно укоренилась в умах "русских евреев", которые теперь - почти все, почти всегда - проводят четкую границу между "нами" (русскими евреями) и "ими" (всеми остальными жителями РФ). И эта "внутренняя полоса оседлости" очень прочна и лично я не вижу причин, по которым она могла бы исчезнуть.
* * *
Да, для русской - я имею в виду, русской русской - интеллигенции противостояние власти тоже является давней традицией. "Поэт в России - больше, чем поэт", всякие "Пророки" и "Граждане", обличающие пороки российского государства, для русских писателей вещь естественная и обычная.
В чем разница? Разница в том, что, критикуя - порой очень резко! - существующие власти и порядки в обществе, русские русские не выделяют себя из этого общества, связывают себя, свою жизнь, своих потомков - с этой страной и этим государством. Совершенно иначе выглядит критика со стороны русских евреев - они, наоборот, четко отличают, отделяют себя и от российского общества, и, особенно, от российского государственного аппарата. И, достаточно часто, в итоге отделяют себя, свою жизнь, и жизнь своих детей - от России.
При этом, как я писал выше, частенько принося с собой Россию туда, куда они переселяются. В Бостоне, Нью-Йорке, Торонто - вы можете легко найти "маленькую Россию"... населенную "русскими". Но зато она устроена там так, как они хотели - что не мешает им противопоставлять себя уже местным властям... так, по привычке. "Внутренняя полоса оседлости", я же говорю.
* * *
P.S. Про "борьбу с космополитизмом" и про Еврейскую автономию на Дальнем Востоке не пишу совершенно сознательно. Да, эти акции были направлены против еврейского народа... Однако, во-первых, они больше связаны были с реальным засильем еврейского "землячества" в советской верхушке, и только во-вторых, со ставкой Сталина на русский (включая белорусов и украинцев) национализм. Так что нет, эти события вряд ли могут считаться определяющими в отношении евреев к советской власти и - вообще - к российскому государству.
P.P.S. Да, другие землячества тоже имели место в советское время. Однако все они - даже армянское! - в конечном итоге, основывались на реальной земле, откуда прибывали в Россию - и, конкретнее, в Москву - представители этих землячеств. Соответственно, опора на свою землю изначально отделяла представителей этих землячеств от русского большинства. А вот евреи своей земли в России - и в СССР - не имели, и потому "вернуться" или получить поддержку, помощь откуда-то "с Родины", они не могли. Собственно, Россия-то и была их Родиной, и есть. Поэтому я так упорно пишу русские евреи. Но если для русского Родина - мать, то для русского еврея, к сожалению, мачеха...