Найти тему
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Саботажники и предатели серьезно мешали НАТО во время операции в Югославии

Продолжение историй о том, как в решающий момент операции НАТО против Югославии в 1999 году вдруг разразился скандал: появились утверждения, что в структуры НАТО был внедрен шпион Белграда, и он ежедневно передавал югославским военным детали планируемых бомбардировок.

Перед налетом натовской авиации на какой-нибудь объект находившиеся там югославские самолеты вдруг поднимались в воздух и перелетали на другой аэродром. И так было не один раз.

Вспоминаются еще любопытные подробности о главных целях налетов НАТО. Бомбили объекты в районе города Ужице на западе Югославии – там в горах Маунт-Ястребац в подземных бункерах был военный центр связи и резервные телепередатчики.

Фото с сайта: eurasia.film
Фото с сайта: eurasia.film

Бомбили город Ниш, где находилась крупная авиабаза и штаб третьей югославской армии – и еще среди главных объектов была столица Косово Приштина.

Там бомбили авиабазу Слатина, где были дислоцированы две эскадрильи югославских МиГов. Но вот что интересно: перед налетами югославы успевали спрятать МиГи в подземных бункерах – и все самолеты в итоге уцелели.

Неудивительно, что военная операция НАТО стала сопровождаться поиском шпионов в собственных рядах. Например, по данным британской газеты The Telegraph, Франция была отлучена от некоторых важных военных секретов НАТО – из опасений, что французы могли передавать информацию в Югославию. Натовское командование подозревала многих французских военных в тайных симпатии к югославам, Париж и Белград традиционно дружили, еще с 20-х годов, со времен югославского короля Александра I.

В дополнение к шпионажу через несколько месяцев недель войны вдруг стала вырисовываться и еще одна серьезная проблема для натовского руководства – саботаж.

Тут надо сказать, что эта тема возникла в тот момент, когда НАТО столкнулась с серьезный дилеммой. Западные военные расширяли список целей, в нем уже появились и мосты – например, истребители взорвали мост в центре города Нови-Сад на севере Югославии, на очереди были мосты в Белграде.

И такой подход означал, что НАТО начинала балансировать на грани, за которой блок мог потерять цивилизованное лицо. Ход операции наводил на мысль, что авиация не может достичь поставленных целей – капитуляции сербов – без тотальных бомбардировок. Только такие бомбардировки могут вызвать разрушения, способные парализовать волю противника к сопротивлению. Но военные из НАТО очень опасались сравнений со Второй мировой войной, когда например, немецкая авиация бомбила все подряд, уничтожая города.

Журналисты гадали: указывают ли заявления представителей НАТО о расширение списка целей на возможный переход к широкомасштабным налетам? И вот в этот самый момент возникла тема саботажа.

Любопытные подробности о балканской войне журналисты узнали от командира российского разведывательного корабля “Лиман”, который тогда находился у берегов Югославии.

Фото с сайта: lenta.ru           Разведывательный корабль «Лиман» фото: kchf.ru
Фото с сайта: lenta.ru Разведывательный корабль «Лиман» фото: kchf.ru

То, что сообщил Анатолий Бартышев, наводило на мысли о каких-то признаках недовольства среди летчиков НАТО.

По словам Бартышева, во время похода наблюдательные службы на “Лимане” видели, как натовские летчики сбрасывали в море свой боевой арсенал. И в словах Батышева упоминалось предположение, что пилоты умышленно избавлялись от своего груза, чтобы не бомбить мирное население.

Сообщение капитана было интересно тем, что это были слова очевидца – ведь с разведывательного корабля совершенно точно было видно, когда пилоты сбрасывали бомбы, по пути к Югославии или обратно.

Возможно, командование НАТО тогда засекла кого-то из саботажников, и они были наказаны, но об этом ничего не известно - так же, как и о том, удалось ли тогда натовцам раскрыть шпионов в собственных рядах.