Мы с детства выучили, что проигрыватель грампластинок с усилителем-это электрофон, а если у него еще и радио есть, то это радиола. Оказалось, что это ошибочный термин, прижившийся в СССР.
Вы обращали внимание, что первые "радиослушатели" сплошь используют наушники
Такая "любовь" к индивидуальному прослушиванию объясняется просто: в начале эпохи радиовещания не было громкоговорителей. Изготавливали такие вот штуки
но это были всего лишь наушники с рупором.
Еще в 1874 году Эрнст Сименс (тот самый) подробно описал и получил патент на громкоговоритель, но не имел возможности его изготовить. В 1924 году два изобретателя Rice и Kellogg патентуют динамик своей конструкции
Через два года американская фирма RCA начинает производство радиоприемников с динамиком. Радиоприемникам присваивают торговую марку " Radiola 104".
Радиоприемники марки " Radiola 104" продаются успешно несколько лет, прежде чем производителям приходит идея объединить радиоприемник с проигрывателем граммофонных пластинок. Новое тип радиоаппаратуры состоящий из радиоприемника и граммофона получает наименование «radiogram» (radio + grammophone).
Одна из таких "Радиограмов " попадет в СССР. Предположительно, это была модель "RCA RADIOLA 73". Сочетание радио и граммофона очень понравилось советским чиновникам и было принято решение освоить собственное производство.
В 1938 году началось производство аппаратуры "супергетеродин всеволновый с граммофоном , консольный" а сокращенно СВГ-К .
Людям больше нравилось не скучная аббревиатура "СВГ-К" , а название американской марки-"Радиола". Так и закрепилась торговая марка, как название класса аппаратуры в СССР.
Интересна судьба торговой марки "RADIOLA" -его выкупила фирма Philips и под этой маркой выпускала переносные катушечные магнитофоны
Получалось каламбурное сочетание "катушечный магнитофон радиола". Хотя для всех сочетание магнитофон + радиола, это уже "радиокомбайн".
Серийный выпуск радиол у нас продолжался до 1992 года. Последней маркой стала «Серенада РЭ-209».
Так закончилась эра "radiogram"ов или по нашему-радиол.
Рекомендую еще интересные и познавательные статьи:
-Как Америка лишилась своей гордости-фирмы Zenith
-NAGRA, ставший национальным брендом Швейцарии.
- Нужен Hi-Fi кассетный магнитофон? Цена вопроса 1000 рублей и будет даже круче, чем Nakamichi