Урочище Перынь находится в 6 км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов. У самого ее истока из озера Ильмень. Изначально урочище представляло собой остров между речками Прость, Ракомкой и Рекой Волхов. В 60-е годы прошлого века, в результате работ по строительству дороги, нарушился водный режим. Пойма реки Прость заболотилась. Остров превратился в полуостров, а затем просто во всхолмление, становясь полуостровом только в период паводков. Как течет время… В 2000-е годы прошлым еще воспринимался век XIX, а теперь, ничего, привыкли.
Урочище тесно связано с именем Перуна — славянского языческого бога. На острове находилось капище в его честь. Происходит ли название Перынь от имени бога, вряд ли. Если и звучит в источниках такое мнение, то не очень уверенно, а кто-то говорит, что они вовсе не связаны.
Перун-громовержец в славянском пантеоне бог справедливости и грома. Рожден Небесным Отцом Сварогом, по задумке прародителя всех богов и людей Рода Творца, и Небесной Матерью Ладой. Перуну было предназначено защищать мир Яви. Противодействовать миру Нави, стремящейся поглотить Явь и уничтожить ее жизнеутверждающую силу. Божественные братья Перуна: Семергл — бог огня; Стрибог — бог ветра и воздуха, Лель и Полель — боги, ответственные за любовь и крепкий семейный союз. Три сестры: Морена — богиня зимы и смерти; Лёля — богиня весны, любви и красоты; Жива — богиня жизни и лета.
Для славян Перун — покровитель воинов. С его именем мальчишки становились сильнее и крепче. Перун мог научить терпению, крепить душу и тело. В процессе ритуальных действий мальчики проходили инициацию, становились воинами.
Перун единственный славянский бог, в честь которого существуют особые праздники. 12 января — День Перуна, перуновой справедливости и огненного меча. 2 февраля — громница. В этот день делали громничные свечи, заговаривая их силой Бога-Громовержца. С 20 июля по 2 августа — Высший день Перуна, Перунова Стреча, день Великой победы Перуна над порождением Хаоса — Скипер-Змеем (Скипер-Зверем).
В битве со змеем Перун поразил страшную тварь копьем, пригвоздив змея к земле. Земля, освобожденная от темного колдовства, стала цвести и плодоносить. В период праздника воины освящали оружие, проводили обрядовые бои. После победы над Скипер-Змеем Перуна стали изображать на коне, поражающим змея копьем. Иногда с крыльями за плечами. Ничего знакомого? Образ перешел в христианство, сначала к Илье Пророку, позднее к Георгию Победоносцу.
День ВДВ, умышленно-неумышленно, празднуется второго августа в день Перуна. Тем самым, летающие воины находятся под покровительством Громовержца — Бога-воителя, защитника всего живого на земле. Как истинные дети Перуна, десантники бросаются в самые горячие точки, выполняют сложнейшие боевые задачи.
Девиз «Никто кроме нас» мог быть начертан на знаменах и перунова войска. В отличие от других богов, славянские боги не были сторонними высшими силами, а являлись прямыми предками людей. Следуя этой традиции, в каждом из нас течет кровь Сварога и Лады. А кто-то является прямым потомком Перуна.
В 980 году, великий князь Владимир Святославович в ходе своей «языческой реформы» повелел поставить в Новгороде идол Перуна. Что и было исполнено. В знак поклонению божеству перед идолом постоянно горел огонь. Если служитель допускал, что огонь гас, то карался смертью. (А. Олеарий «Описания путешествий в Московию, Татарию и Персию.». Вообще-то эту байку нам рассказывали еще в школе).
Своих идолов славяне изготавливали из дерева. Естественно, что от них давно ничего не осталось. Изображения идола Перуна в моих архивах ожидаемо не нашлось, но, наверное, выглядел он примерно так:
Пожалуй, ствол потолще, да лик пострашнее.
В 989 году, обратившись в христианство, тот же Владимир повелел всех крестить, а идолов рубить. Идол Перуна был срублен и брошен в Волхов. Капище разорено и засыпано песком. В разных источниках цитируют летописный анекдот:
"Вошёл бес в (идол) Перуна и начал кричать: «О горе мне! Достался немилостивым сим рукам!». И скинули его в Волхов. Он же, проплывая под большим мостом, бросил палицу на мост и сказал: «На этом да поминают меня новгородцы». Безумные дерутся ею и ныне, творя утеху бесам."
Ходить стенка на стенку в кулачном бою на мосту, стало Новгородской, потом и общерусской забавой.
На месте разоренного капища поставили церковь, которая простояла 200 лет. При церкви был основан монастырь, который действовал с XIV века по 1764 год.
Вконце XII – начале XIII в. вместо старой, была построена новая церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Она стоит по сей день.
После ремонта церкви в 1828 году, уже при ней, основан скит. Первым начальником скита стал иероманах Аникита. В 30-40-х годах XIXвека построены братский корпус и два маленьких корпуса начальника скита и юрьевского архимандрита. Собственно, в таком виде мы можем видеть скит сегодня. Еще были построены хозяйственные корпуса и звонница.
В 1919 году скит был закрыт и разорен в результате компании по закрытию монастырей. Хозяйственный корпус, ограда и звонница разобраны. Из кирпича построили ледник для рыболовецкой артели. В церкви разместили склад.
В 1991 году территория полуострова вместе с храмом и постройками передана Православной церкви. 10 марта 2001 Архиепископ Новгородский и Старорусский освятил храм. В 2004 году состоялся первый постриг в иноки. Сегодня скит состоит под покровительством Свято-Юрьева монастыря, который располагается неподалеку. Чуть ниже по течению Волхова. Быстренько смотрим галерею.
Мы подъехали к скиту ближе к вечеру. Дело было в сентябре. Солнце клонилось к горизонту. У сторожки перед скитом небольшая площадка. Есть где поставить машину. На берегу рыбаки возились с резиновыми лодками, ставили палатки. Охранник любезно объяснил, как пройти к скиту. Он рекомендовал сначала пойти по дорожке направо, обойти скит по тропе, которая, в конце концов, выведет к нему. Так как мы торопились, опасаясь потерять свет, то выбрали более короткий путь. По прямой, буквально несколько метров.
На территорию скита нужно пройти через калитку. Справа висит кружка для пожертвований. Слева знаки, запрещающие входить с собаками и курить. Предупреждение крупными буквами на листе бумаги в файлике гласит: «Входить со спиртными напитками не разрешается». Не просто запрещается распивать, но даже входить. Интересно, если в рюкзаке — тогда можно? Но сказано: не входить. Калитка представляет собой арку с деревянным восьмиконечным крестом над ней. Кто-то пошутил: «Святая калитка». Какие-никакие, а святые врата.
Непосредственно территория скита представляет собой большую поляну, окруженную соснами. В углах поляны расположены два небольших корпуса из красного кирпича.
Один из корпусов для начальника скита. Интересно, как он называется правильно? Второй для архимандрита Юрьева монастыря. Какой из них кому не ясно. Судя по всему, ближайший ко входу — это начальника. Выглядит обжитым, за оградой у будки шевелится собака. На ограде табличка с просьбой собаку не кормить.
Понравилось резюме: «ЭТО НЕ ВАША СОБАКА!» Резонно.
С другой стороны поляны располагается братский корпус.
Братский корпус, как и малые корпуса, выстроен из красного кирпича. Все три корпуса составляют единый ансамбль, кульминацией которого по праву является церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Церковь стоит посредине поляны и открыта для обзора со всех четырех сторон. Храм является одним из самых старых храмов. Предположительный год постройки 1226. Кстати, храм имеет репутацию и самого маленького храма домонгольского периода.
На куполе можем видеть крест с полумесяцем. Полумесяц, цата, часто появляется на куполах православных церквей, и не имеет никакого отношения к мусульманской религии.
Толкований этого элемента множество. Полумесяц символизирует ясли, в которых рожден Христос; корабль плывущий в царство Божие; священную чашу - тот самый святой грааль. В Византии полумесяц символизировал царскую власть. Появился полумесяц в христианской символике задолго до того, как стал символом мусульманства.
Со стороны церкви, обращенной к реке, установлен поклонный крест.
Вот этот крест, как раз, канонический крест сегодняшней православной церкви. Место очень красивое. Открывается замечательный вид на Волхов.
За дальним малым корпусом находим тропинку, которая проходит вокруг скита.
Справа остается святой колодец, закрытый шатровой крышей с маковкой наверху. Тропинка огибает скит среди густой растительности. Почти сразу окунаешься в благоговейную тишину, нарушаемую легким шумом ветра и редкими голосами птиц. Становится понятным, зачем нам рекомендовали вначале прогуляться этим путем. Прогулка помогает сбросить напряжение дороги, очиститься от сторонних мыслей. Вдоль дорожки попадаются плакатики с изображением и описанием обитающих в Перунском урочище птиц. Плакатики самодельные и выглядят очень трогательно. Кто их расставил вдоль тропы? Спросить не у кого.
Еще один взгляд на церковь. Говорят, что если найти инока, он откроет дверь, позволит помолиться, поставить свечи. Так как мы приехали поздно, никого беспокоить не стали.
Подписываемся и не забываем ставить лайки, раз уж дочитали. :)
Многие из использованных в статье фотографий автора (автор - это я) размещены в портфолио на сайте фотобанка Лори.
https://lori.ru/Blink?ref=2106
Заходите.