Сколько ты стоишь?
Смотрели сериал Подпольная империя? Там в самом начале был крутой момент, где гангстеры и продажные политики празднуют введение сухого закона, предвидя сверхприбыли и взлёт цен на алкоголь.
В нашей стране были другие события, которые нам, барменам, стоило бы праздновать ещё хлеще.
Это началось в 1995, когда был принят закон о рекламе касательно алкогольной продукции.
Поначалу брендам стало тяжелее продвигать продукт, но все же возможно. Однако, в 2004 и 2006 были приняты поправки, ужесточившие условия, а в 2012 маркетинговый воздух компаниям перекрыли окончательно.
В подробности вдаваться не буду, кому интересно, можете почитать, в этой статье все довольно прозрачно описано. Сегодня сосредоточимся на результатах.
Следующий десяток лет стал «золотым веком» для русских бартендеров: наружная реклама запрещена, на тв и радио реклама запрещена, что же остаётся? Правильно, двигать продукт через людей.
Из барменов стали делать звёзд, проводить конкурсы разного калибра, возить победителей на производства, пиарить их максимально и т.д, иногда невзирая даже на их истинный уровень.
Шиковали, как могли. А потом всё резко закончилось.
Потом появились социальные сети.
Медленно, но верно компании стали осознавать, что бармены больше не так нужны, ведь есть блогеры. Вложения куда меньше, чем в проведение конкурса или мотивацию по продажам, а охваты колоссальные. Вот так и закончились наши тучные времена.
С приходом в нашу жизнь всяких инстаграмов и ютубовпотребность в профессионалах индустрии у компаний существенно снизилась. Да, задачи всё ещё есть, но они стали куда более сложными и комплексными. Делать деньги из воздуха более не получится.
И вот мы подобрались к вопросу, какого чёрта за это так мало платят?!
Серьёзно, когда зарубежные бармены и амбассадоры узнают, сколько мы получаем за свои усилия, у всех глаза округляются, почему так мало?
И действительно, современный бармен должен понимать в классике, в «миксологии», психологии, быть медийным, с прокаченными соцсетями, знать толк в фото, видео, копирайтинге.
Это если не затрагивать сторону менеджмента и делопроизводства, а она, рано или поздно, подкрадётся.
А что в итоге?
Среднестатистический барменеджер в Москве получает 900-1200$ в месяц. За лекцию, мастеркласс, выездную работу и вот это вот всё, что компании нам набрасывают, в лучшем случае 200-300$. Уверяю, западные коллеги за такие деньги даже с дивана бы не встали.
Многие ребята из регионов уже точат вилы, дескать, вы, кляти москали, зажрались, у нас и таких денег не платят.
Спешу вас успокоить, снять жильё в столице обходится 500-600$ в месяц (далеко не в центре, далеко не роскошный кондоминиум), ещё от 50 до 100$ уходит на транспорт (при условии, что ездишь на работу и с работы, не особо часто случаются дополнительные поездки).
При местных ценах на продукты, 250-300$ тратится на еду (не греча с сосисками, но и не рибай на обед совершенно). Что там осталось? 200-300$? Шикуем, ничего не скажешь.
Тем временем, в том же самом Лондоне рядовой бармен получает в районе 2000 фунтов (около 2600$). Да цены там ещё выше, но почувствуйте разницу!
Кто виноват в этом? Мы сами!
Когда предложений стало меньше, вместо того чтобы повышать качество, мы начали ронять цену. Дошло до полного абсурда, когда пишет тебе менеджер из агенства, ты выкатываешь вполне адекватный ценник, а он пропадает.
Спустя месяц-полтора ты видишь в инстаче бренда, что с ними работает другой бармен. Переводим с русского на русский: парень согласился батрачить за копейки.
Почему? Если он не согласится, найдутся ещё десять, кто за гроши ещё и массаж ног сделает. Где в этом уравнении самоуважение? Не завезли, видимо…
Симоне Капорале как-то говорил, что самое большое преступление в индустрии – не брать должное количество денег за свою работу. И он прав.
Что же со всем этим делать?
Всех уже задолбала эта фраза, но без неё тут никак: постоянно развиваться. В эпоху, когда мы уже не так нужны крупным брендам, качество предоставляемых услуг должно быть особенно высоко, чтоб оставаться на плаву.
Второе, даже более важное, это рассказывать о том, что ты делаешь. Не в душных кругах бартендеров-маргиналов, которые скажут «это уже не тренд», а консьюмерам, нашим фактическим и потенциальным гостям.
Твоему будущему работодателю мало интересно, как на тебя наяривают коллеги по цеху. Как и алкогольным компаниям. Они хотят продавать, они хотят аудиторию платёжеспособных потребителей. Обзаведись таковой – будешь править алкогольным миром.
И вот тогда можно стоять на своём, когда ты можешь показать своему нанимателю, за что он будет платить деньги. А постоянно снижать цену в погоне за хоть какими-то заказами – проигрышная стратегия.
Сколько же мы на деле стоим? Ровно столько, во сколько оцениваем себя и свою работу. Пора уже перестать ползать в ногах алкогольных компаний за гроши, а становиться тем, кем должны быть изначально, теми самыми аристократами рабочего класса.
Не понижайте цену, друзья, повышайте ценность.
И да, не забываем подписываться на мой инстаграм и телеграм. Там есть много инструментов для этого.