Найти тему
Фонд "Спасение"

«Пациент скорее жив, чем мёртв» - о ситуации с лекарствами в России

В 2020 году дешевые препараты из списка жизненно важных стали не дорожать, а просто исчезать, так как их невыгодно производить. И дело не пандемии COVID-19… Дело в ставшей притчей во языцех отечественной бюрократии, в том, что иностранные поставщики уходят с рынка, а производство российских аналогов буксует. На 2020 год прогноз у экспертов достаточно мрачный: обязательная маркировка и перерегистрация цен только отпугнут производителей. А страдают, как обычно, люди, и, что самое печальное, дети, которые или не могут получить необходимые лекарства из-за их отсутствия, или цены на них такие, что без участия благотворительных организаций среднестатистическим российским семьям не обойтись.

Импортные лекарства дорогие, а отечественные дешевые невыгодно производить

Проблемы начались не сегодня и не вчера, а в 2014 году. Напомним, тогда, в разгар очередного экономического кризиса, сильно ослаб рубль. Это вызвало резкое подорожание импортных препаратов, фармацевтических субстанций и оборудования.

Первыми исчезли ампульные витамины B1, B6, B12, используемые в стационарах, – по 15 руб. за 10 ампул. Их заменили зарубежными, которые стоили уже 400 руб. за 10 ампул. Регулирующие органы, заботясь, чтобы население имело возможность приобрести дешевые лекарства, не давало повысить на них цены, из-за чего, в виду из низкой рентабельности, их просто прекратили производить.

В 2020 году исчез ампульный фуросемид, мочегонный препарат для лечения отечных синдромов при хронической сердечной и почечной недостаточности. В конце августа Независимое медицинское сообщество предупредило, что без этого лекарства в российских стационарах значительно вырастет смертность. На постоянной основе этот препарат производит Solopharm («Гротекс»). Как пояснил его руководитель Олег Жеребцов, цена регистрации настолько низкая, что продукт на грани рентабельности… А многие другие производители и просто захлебнулись…

К сожалению, такие истории, как с фуросемидом, далеко не единичны. Дефицит дешевых препаратов в скором времени может затронуть каждого из нас, заявили весной 2020 года российские производители «Фармстандарт», «Биосинтез», «Озон фармацевтика» и «Дальхимфарм». По оценкам компаний, из-за нерентабельности и низкой максимально допустимой цены могут быть сняты с производства жаропонижающие: парацетамол, новокаин и лидокаин, раствор глюкозы, антигистаминное дифенгидрамин (димедрол) и обезболивающее ибупрофен: всего около 50 препаратов.

-2

Проволочки в регистрации лекарственных препаратов бьют по здоровью россиян

Напомним про два громких «лекарственных» скандала 2019 года… Москвичка Елена Боголюбова получила на почте 400 таблеток «Фризиума», которые заказала из-за границы для своего сына. Лекарство на тот момент не было зарегистрировано в России. Женщину задержали, в её отношении возбудили уголовное дело, которое было закрыто лишь после того, как история получила широкий общественный резонанс.

Спустя месяц ещё одна москвичка была задержана при аналогичных обстоятельствах – при получении уже 600 таблеток «Фризиума». Было возбуждено уголовное дело о контрабанде. История также широко освещалась в СМИ, к счастью, разум восторжествовал и Генпрокуратура отменила дело как «незаконное и необоснованное».

В ноябре 2019 года родители детей с муковисцидозом (генетическое прогрессирующее неизлечимое заболевание, сопровождается нарушением функций желёз внешней секреции) пожаловались на отсутствие жизненно необходимых лекарственных средств иностранного производства в аптеках страны – антибиотиков «Фортум», «Колистин» и других. В ответ производители этих медикаментов сообщили, что поставки препаратов в Россию прекращены, поскольку в России при закупках предпочтение отдаётся более дешёвым аналогам, кроме того, преимущества чаще всего у отечественных производителей. В таких условиях иностранным производителям выставляться на торги бессмысленно.

Закупаемые же больницами отечественные препараты, по словам родителей, не только не эффективны, но и зачастую ухудшают состояние больных. Возмущённые родители вышли на улицы Москвы, Санкт-Петербурга и Казани с одиночными пикетами, требуя обеспечить детей лекарствами, без которых они могут умереть.

-3

Ещё одно лекарство, название которого было у всех на слуху в 2019 году, – преднизолон, препарат, спасающий жизнь в том числе при отёке Квинке и анафилактическом шоке. Стали появляться массовые жалобы на то, что он исчез из аптек. В некоторых регионах, например на Дальнем Востоке, преднизолона в ампулах не оказывалось даже у скорой. Исчезновение препарата в аптеках объясняли по-разному: где-то говорили, что его сняли с производства, где-то – что он проходит перерегистрацию.

Жительница Комсомольска-на-Амуре Ульяна Беляева создала петицию на платформе Change.org с требованием обеспечить местные аптеки этим препаратом. На следующий день ей позвонили из Минздрава и сказали забрать шесть ампул (!) в Хабаровске. Также ей помогли достать лекарство родственники и сочувствующие люди.

Источник RT, руководитель одной из крупнейших аптечных сетей, на условиях анонимности сообщил, что причина перебоев с поставками (в том числе преднизолона) связана с заниженными ценами, установленными государством на лекарства из перечня жизненно необходимых. «В случае с преднизолоном всё, скорее всего, тоже связано с тем, что его дорого производить. Производителям это невыгодно», – пояснил источник.

Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский считает проблему с обеспечением лекарственными средствами системной. По мнению эксперта, российский лекарственный рынок избыточно зарегулирован. Ввод новых лекарств и препаратов происходит медленно и держится исключительно на инициативе производителей, из-за чего пациентам годами приходится ждать, пока нужный им препарат будет зарегистрирован.

В итоге проблема дошла до Кремля. «Безусловно, все прекрасно понимают необходимость решения этой ситуации, чтобы и дети, и подростки, и взрослые не терпели мучений», – заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, разрешающее ввозить незарегистрированные противосудорожные и обезболивающие лекарства в Россию до 2023 года, когда планируется запустить собственное производство этих препаратов.

Минздрав совместно с благотворительными организациями составил список нуждающихся в противоэпилептических препаратах детей, начались целевые закупки лекарств из-за границы.

Благотворительные организации, разумеется, делают все от них зависящее, чтобы привлечь средства и обеспечить людей и, в первую очередь, детей, жизненно важными лекарствами. Однако для глобального решения проблемы необходим системный подход. На сегодняшний день принимаемые правительством меры носят точечный характер. По словам директора Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, точечные меры, принятые правительством, едва ли позволят улучшить ситуацию с лекарственным обеспечением пациентов... Кроме того, по мнению Ларисы Попович, планируемые правительством в 2020 году меры в сфере здравоохранения вызывают опасения относительно доступности препаратов в будущем. В частности, введение обязательной маркировки грозит повышением цен на все лекарства. А принудительное снижение регистрационных цен на дорогостоящие лекарственные препараты может привести к отказу от поставок инновационных препаратов, в том числе тех, которые в России пока не производятся.

«В мире 57% расходов на лекарственные средства несут общественные государственные фонды, тогда как в России ситуация остается парадоксальной: более 70% расходов на лекарства — это собственные деньги граждан»
-4

10 октября 2020 года о нехватке 26 важнейших лекарств для онкобольных заявили медики

26 основных лекарств для лечения рака не хватает в российских клиниках, говорится в исследовании НМИЦ гематологии, опубликованном порталом «Фармацевтический вестник». В исследовании приняли участие 80% регионов. Список препаратов опубликован на сайте Фармвестника, он начинается с цитарабина, винкристина и метотрексата.

«Важно, что с рынка уходят не инновационные дорогие лекарства, а базовые, недорогие, без которых опухоли у детей вылечить нельзя», – сообщил президент НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева Александр Румянцев.

«Сегодня существует проблема вымывания с рынка дженериков (дешевых аналогов брендированных лекарств). Изменение курсов валют повлияло на себестоимость их производства, но так как большинство таких препаратов входят в реестр жизненно-важных, их цена устанавливается государством, и аптечные сети и производители не могут их менять самостоятельно. Поэтому некоторые компании просто перестали производить такие лекарства», - сообщил директор Центра социальной экономики Руслан Древаль.

По прогнозам экспертов, лекарства, которые находятся в низшей ценовой категории, входящие в группу жизненно-важных лекарственных препаратов, могут пропасть с рынка.

«В результате такого регуляторного пресса, да ещё и при неопределённой перспективе государственных закупок, даже отечественные производители зачастую предпочитают уходить с рынка, не говоря уже об иностранных. Очевидно, что проводимая политика всё же должна быть ориентирована на интересы пациента, а не на красивые отчёты ведомств о принятых административных мерах давления», – резюмировала эксперт.