(заметки на полях)
.
Отношение Гегеля к христианству, не было никогда однозначным, многие его утверждения можно назвать спорными, однако, нельзя назвать их неинтересными, в том числе и уже у молодого, в чем -то "наивного" Гегеля. Так, ранний Гегель бернского , (дофранкфуртского периода) интересен в своем противопоставлении "непозитивных" (субъективных и народных) религий и религий "позитивных" . В чем же Гегель усматривал разницу меж ними, и прав ли он в описываемой им разнице? Этому сложному вопросу и будет посвящен мой небольшой очерк. По мнению Гегеля, субъективная религия (ей Гегель и отдает предпочтение) держится на воображении, фантазии , и любви. При этом нужно сразу же отметить, что как отмечает сам Гегель ,субъективность фантазии связана с народными верованьями, и архетипами . Слово "народность" в раннем Гегеле ключевое. По этому же философскому, и духовному принципу , Гегель отличает чистую субъективность и индивидуализм, не связанный ни с народным (архетипическим) опытом, ни с традицией его поколений.
Объективная же (или позитивная) религия по мнению Гегеля держится не на фантазии, а на памяти и на авторитете, навязываемыми обществу силами извне. Это не народная, а государственная религия. Нужно заметить, что позитивные религии Гегель отрицал и ненавидел, считая что они не от человека, и не от людской соборности, а от власти, от враждебных и чужих личности социальных сил , и признавал лишь "непозитивные" религии, к которым он относил и античную религию , которую он противопоставлял христианству. Хотя, позднее, меняющийся в оценках Гегель и Евангелие относил к субъективной , "внутренней" религии , но не протестантскую (как и любую другую) церковь.
Любую форму церковного "обрядоверия" Гегель отрицал.
КАСАЯСЬ ОТНОШЕНИЯ ГЕГЕЛЯ К ХРИСТИАНСТВУ
.
Впрочем, весь самый ранний Гегель христианство практически отрицал, иногда в довольно радикальной форме. Лишь позднее, Гегель начал больше проникаться христианством, по крайней мере в его философском образе. В связи с этим можно отметить и то, что Ницше по сути лишь повторил взгляды молодого Гегеля,в своей радикальной критике христианства, (придав им лишь более "романтическую" форму)а Кьеркегор во многом повторил молодого Гегеля в защите подлинного христианства, (личного, субъективного, и свободного от чужой ему "позитивности". ) Хотя при этом, Кьеркегор критиковал и Гегеля. Различие между двумя философами (Кьеркегором и ранним, еше "субъективным" Гегелем) состояло и в том, что Гегель , связывал личность с обществом, а Кьеркегор с Богом. К тому же Гегель различал подлинную субъективность (считая ее соборной, и народной ) и индивидуализм, который Гегель отрицал. Впрочем, безрелигиозный индивидуализм, отрицал и Кьеркегор, понимая его как ступень отчаянья - еще не ведущего к Христу, или как эстетическую ступень еше не ведущую к этике.
КАСАЯСЬ ТОГО ЧТО ВО ВЗГЛЯДАХ ГЕГЕЛЯ ИНТЕРЕСНО
Отношение Гегеля к религии во многом оставалось наивным, (как заметил это и Дьердь Лукач, отношения к Гегелю которого я коснусь ниже) , но в каких -то местах молодой Гегель чрезвычайно глубок, именно в религиозном и христианском вопросе. . Как тонко (и точно) заметил Гегель, мораль Христа была адресована к личности, а не к обществу. Ибо, Христос, в отличие от Сократа, не видел смысла в том что бы изменить общество, даже стремился увести человека от общества, что бы его спасти. Таким образом, Гегель прозорливо видел противоречие меж Евангельской Вестью (и евангельской моралью) и Обществом, (то есть моралью общественной), а так же между моралью Христа, и современным ему христианством, (воплощенным протестанской церковью) . Но разрешить это противоречие Гегель так и не смог, при этом не только ранний, но и самый поздний. Нужно так же отметить, что весь ранний Гегель, с его воспеванием подлинной народности очень повлиял на кружок русских философов- славянофилов .
,
О ПОЗИТИВНОМ ХРИСТИАНСТВЕ НАЦИОНАЛ -СОЦИАЛИЗМА
Невозможно, в связи с Гегелем обойти и нацистское движение "немецкие христиане" созданное сторонниками национал-социализма среди немецкого духовенства Евангелической церкви Германии, в 1932 году, не смотря на то что прямо оно не связано с Гегелем. Интересно то, что его участники называли себя позитивными христианами, и относили себя к "позитивному христианству" , отрицающему первородный грех, и изначальную греховность человеческой природы. Как характеризовал Бердяев этот тип христианства - это расовое, и довольно поверхностное христианство без какой -либо драматичности , без каких либо трагических вопросов, на которые мог бы дать ответ только Христос. Являлось ли такое христианство "нордичным", (как хотели этого члены этой организации) вопрос еще более сложный. Как интересно заметил Бердяев , подлинно нордический христианин , с его сумрачным трагически мужественным, и гамлетичным духом это , конечно Серен Кьеркегор, который никогда не мог бы стать расистом, но никак не "немецкие христиане", близкие к Гитлеру.
НЕМНОГО О КНИГЕ ДЬЕРДЯ ЛУКАЧА О ГЕГЕЛЕ
Дьердь Лукач в книге "молодой Гегель капитализм", (чрезвычайно интересной, хотя и религиозно устаревшей книге) , точно подмечает в разговоре о Гегеле, что в некоторой наивности молодого,даже юного Гегеля была прозорливость гения и пророка. Наивным Лукач в Гегеле считал ,что Гегель не понимал, что и античная религия греков носила во многом "позитивный" и государственный характер. Но самым лучшим Лукач в молодом Гегеле называл то, что для молодого Гегеля решающим моментом является нечто нефиксируемое, не навсегда установленное, но принадлежащее объективности; "объективное должно возникнуть не окончательно, а только в ходе движения к объективному, а затем оно опять возвращается к измененной, облагороженной субъективности". (Лукач) Таким же образом Гегель желал видеть и религию. Сейчас понимаю и вижу как Гегель был прав. Нельзя будучи христианином, быть в гегелевском смысле "позитивным".Но об этом же в сущности писал и весь Серен Кьеркегор, и Николай Бердяев.
.
В КАЧЕСТВЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ЭТОГО ОЧЕРКА
.
Касаясь моего личного отношения, для меня христианство конечно никакая не "позитивная" в гегелевском смысле религия, а религия сугубо внутренняя, и личная , особенно если говорить о православном христианстве , связанная именно с любовью , и с воображением, не смотря на то, что Православие воображение считает чувственной формой прелести, когда как Католицизм относится к религиозному воображению более терпимо и даже положительно. Это сказалось и в канонизации Святой Терезы Авильской, прославившейся чувственной любовью к Христу. Тем не менее Терезу Авильскую высоко ценил наш Мережковский, посвятивший ей восторженную статью. При этом, внутренний характер веры христианина связан с церковью, и никак ей не может противоречить, как и церковь - личному пути каждого уверовавшего. Гегель все свои выпады посвящал, церкви протестанской. Однако, именно из протестантской традиции возник и столь глубокий Серен Кьеркегор.
.
В КАЧЕСТВЕ НЕКОТОРОГО ПОСЛЕСЛОВИЯ
.
О взглядах молодого Гегеля, и его отношению к религии, я писал и раньше , в другом своем очерке. В более подробном очерке выше, (завершенном лишь сегодня) - я описал еще с моей точки зрения интересные стороны взглядов молодого Гегеля, которых я не коснулся в прошлом очерке, заодно осветив и отношение Дьердя Лукача , (книгой о Гегеле которого, я очень вдохновился) Ницше, и Кьеркегора к Гегелю, которое не назовешь простым, в виду явного влияния молодого Гегеля не только на Кьеркегора, но и на Ницше. (если не упоминать того, что о влиянии молодого Гегеля на Ницше практически нет ни одного серьезного, и даже поверхностного исследования.) Впрочем, тема Ницше и Гегеля, это тема отдельного исследования. В приведенном же выше исследовании я дал лишь пока самый широкий , беглый, и самый общий обзор.