Автор: Ирина Жигмунд
Если вы думаете, что роскошный, вышитый стеклярусом наряд Маты Хари, который носила в одноименном фильме Грета Гарбо, и костюм Марлен Дитрих, расшитый стразами, жемчугом и украшенный соболем из фильма «Ангел» бережно хранились в специальных помещениях и больше ни на кого не надевались, то, увы, это не так.
В Золотой век Голливуда после завершения съемок #костюмы сдавались на костюмерный #склад, где их вешали на вешалки (что сокращало их жизнь, потому что ткань часто рвалась под собственным весом) среди тысяч других собратьев, и там они находились в ожидании своей следующей съемки. Их перешивали, перекрашивали, фактурили, словом, делали неузнаваемыми. Или едва узнаваемыми.
Так внимательный глаз заметит сходство одного из платьев Мирны Лой в фильме «Маска Фу-Манчу» с тем самым эффектным нарядом Греты Гарбо. Упомянутый мною костюм #Дитрих переделывали столько раз, что только одно его восстановление заняло у реставраторов, к которым обратился его нынешний владелец #коллекционер кинокостюмов Ларри Маккуин, целый год.
То, что сегодня выжили известные костюмы из культовых фильмов — чудо. Студии в Голливуде, да и у нас, никогда не придавали большого значения уже снявшимся когда-то костюмам.
Вот, например, Джеймс Тумблин, бывший руководитель отдела волос и макияжа Universal Studios, вспоминал, как в 1962 году увидел платье #Скарлетт из фильма «Унесенные ветром», валяющимся на полу. На вопрос, почему оно там лежит, ему ответили: чтобы выбросить. Тумблин попросил продать его:
«Мне сказали «за $20 отдадим платье, и целую стойку другой одежды», — вспоминал Тумблин.
На той стойке оказались костюмы Джуди Гарланд из «Пасхального парада». А платье Скарлетт в 2015 году гример продал на аукционе за $137 000.
Спад студийного производства, растущие долги и изменения в корпоративной структуре голливудской студийной системы в конце 1960-х годов привели к тому, что многие студии продавали на аукционах свои костюмы, реквизит и архивы. В 1970 году студия #MGM устроила колоссальную распродажу реквизита, костюмов и всего того, что имело отношение к производству фильмов.
Как вспоминала #актриса, известный коллекционер голливудского костюма, Дебби Рейнольдс:
«Это была невероятная новость для меня. MGM всегда была так строга к своим костюмам, нам [актрисам] даже не разрешалось одалживать их на вечеринку. Теперь они планировали продать все... Я не спала три недели и ходила туда каждый день, покупая все, что могла».
В итоге, Дебби собрала самую большую и знаковую коллекцию кинокостюма и реквизита, мечтая открыть музей голливудской истории. Но этому не суждено было сбыться, и незадолго до своей смерти, она продала на аукционах костюмы Элизабет Тейлор из «Клеопатры», платье и шляпку Одри Хепберн из фильма «Моя прекрасная леди» и все остальные предметы своей уникальной коллекции.
Это фрагмент статьи "Судьба костюмов: мифы и реальность", написанной для tvkinoradio.ru