Найти тему
Истории на ночь

Свет в телесной тьме. Остались ли надежды?

Нет, никаких эзотерических предсказаний, тайн, потусторонних открытий в этом материале не будет. Будут размышления.

После очередного прослушивания оперы Чайковского "Иоланта".

Сюжет впервые, наверное, в оперном искусстве цельный и соответствующий великой музыке. Никаких смертных рыданий и дурацких либретто. Здесь история девушки, которая не видит. И самое главное - не хочет видеть окружающий мир. Ей комфортно в своем, где привычно, где нет места волнениям и страхам, где природа живет с ней в согласии. Тело ее живо, а вот душа ее спит. Но она не знает про это и счастлива.

Когда она понимает, что слепа, то не хочет ничего менять, пока не приходит любовь и желание пожертвовать собой ради человека, который в полном смысле открыл ей глаза.

Здесь лучше привести текст арии мавританского врача Эбн-Хакия.

Два мира - плотский и духовный
- Во всех явленьях бытия
Здесь слились с волею верховной
Как неразлучные друзья.
На свете нету впечатленья,
Что тело знало бы одно,
Как все в природе, чувство зренья
Не только в нем заключено.
И прежде чем открыть для света
Плотские, смертные глаза,
Нам нужно, чтобы чувство это
Познала вечная душа.
Когда появится сознанье
Великой истины в уме,
Тогда возможно,
властитель мощный,
Тогда возможно, что желанье
Пробудит свет в телесной тьме.

Желание видеть, желание пробудить душу - про это поет мавританский врач.

Теперь вернемся к нам, грешным.

Не выступаем ли мы в роли слепой девушки, не желающей видеть духовную составляющую нашей жизни?

Про политику, социальную незащищенность, неудовлетворенность жизнью говорить не будем. ЭТО И ЕСТЬ НАШ ПЛОТСКИЙ МИР.

Потому что за ним мы не желаем видеть красоту природы, человеческих отношений, счастливые моменты бытия. Мы не слышим хорошую музыку, не читаем художественную литературу, не смотрим на звезды, наконец.

Да, нужно потрясение. Необходимо влюбиться или серьезно заболеть, чтобы "появилось сознанье великой истины в уме". И именно это желанье "пробудит свет в телесной тьме"

Почему я слушаю и слушаю арии из "Иоланты"? Потому что перед смертью Чайковский хотел сказать главное - в чем смысл жизни любого человека. Чтобы духовное победило плотское.

Увы, мы не услышали его призыв.

Мы слепые. И при этом еще очень агрессивные. Наш мир нам не нравится, но лечиться мы не будем.

Разрушать мир вокруг не значит видеть.

Эбн-Хакия - мусульманин. Но он спасает девушку другой веры. Потому что он за свет, а не за право назвать свою веру самой правильной. И Аллах здесь на его стороне. "Властитель мощный" он один для всех.

Сколько размышлений, дум, переживаний, подсказок нам, сегодняшним, вложил в свое произведение Петр Ильич Чайковский.

Но мы не услышали.

Потому что слепым быть проще.

--------------------------------

И про оперу?

Вы ее слушаете? Или считаете завыванием ветра за окном?

Это еще один показатель плотского отношения к жизни, потому что оперное искусство требует работы души, а это, оказывается, не очень легко. Но вот только времена Аллы Пугачевой пройдут, а Иоланта будет жить всегда. ПОТОМУ ЧТО БЛАГОДАРЯ ЕЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПРОЗРЕТЬ.

И нам выбирать: плотское или духовное.

-----------------------------------------------