Именно такая фраза чаще всего звучит в оправдание своего безделья и нежелания что-либо делать в школе: готовиться к занятиям, работать на уроке, задавать вопросы, просто напросто думать. Или же она может быть не озвучена, но демонстрироваться через любые невербальные способы: позу, жесты, мимику, походку и т.д.
Вот и сегодня на уроке истории в профильном(!) гуманитарном классе, где 4(!) часа в неделю и казалось бы предмет должен быть нужен и интересен всем, произошла аналогичная ситуация. Уроки были сдвоенные, изучали причины Второй мировой войны и ее этапы. Работали у доски с картой. Но, как оказалось, Перл-Харбор и Сталинградская битва интересны не всем. Кто-то разговаривал пристроившись на отшибе, а кто-то укрывшись за спинами товарищей, которые активно работали, вообще решил присесть и отдохнуть.
И детей нельзя в этом обвинить. Попробовать изменить их поведение, что-то объяснить, донести, наконец, потребовать иного отношения к предмету – можно и нужно, а обвинить – нет. Ведь ребенок приходит в этот мир tabula rasa, чистой доской. Все, что в нем есть, его устремления, ценности, культура, знания, в него положили мы, взрослые. В 15-16 лет еще нет практически ничего своего. Все почерпнуто из общения с родителями, близким окружением, в школе или со сверстниками.
А какой мир мы создали, что видит ребенок? Капиталистическая система, главной целью существования которой является прибыль, а люди являются лишь средством ее достижения. Прагматизм – это ее неотъемлемое качество. Мир, где родители вынуждены бороться за существование себя и своих детей, ведь «государство не просило вас рожать», где от усталости проще дать ему гаджет, чтобы он занимался собой сам. Где на вершине социальной иерархии оказываются самые эгоистичные и беспринципные, кто не ограничивает себя ни законом, ни моралью, ни нравственностью. Где ради рейтингов в прайм-тайм на центральных телеканалах крутят откровенно чернушные шоу. Знаете, в такой системе, то что дети говорят: «Нам не нужен этот предмет, потому что мы не будем по нему сдавать ЕГЭ», - это выглядит как невинная шалость.
Предъявлять претензии миру снаружи, например, детям, что они как-то не так себя ведут – это легко. Изменить себя, что-то сделать с этой системой – намного сложнее. И как правильно работать в ней, как доносить что-то до подростков, которым это уже и не очень-то надо, для меня остается загадкой, которую каждый день стараюсь решать методом проб и ошибок.