Сторителлинг — умение рассказывать истории. Придумай живого героя, поставь его в интересный контекст — и сюжет готов. Вроде бы всё очевидно.
Когда мне пришла задача написать текст для Дзена, я решил сделать из него полноценную историю. Но что-то пошло не так. Дедлайн поджимал, а сюжет разваливался на части. Я и представить не мог, что это окажется так сложно.
В этой статье я расскажу, как пытался написать историю, почему у меня не получилось и каких ошибок при создании сторителлинга стоит избегать в первую очередь.
Как я создавал сторителлинг по правилам Голливуда
Редактор дала два дня до сдачи черновика. Можно было написать по знакомой формуле статью в стиле «5 советов, которые помогут улучшить вашу историю», получить хороший процент дочитываний и регистрации на курсе. Но было интересно проверить, как Дзен отреагирует на сторителлинг.
Я решил написать текст по технологии Дэна Хармона, сценариста «Рика и Морти». Каждый эпизод мультсериала Хармон выстраивал как круг. В начале персонаж находится в зоне комфорта. Затем случается происшествие — например, неудачный эксперимент. И у безумного учёного появляется сильнейшая мотивация исправить последствия, иначе весь мир в труху. Поэтому он отправляется в путешествие.
По пути ему приходится столкнуться с испытаниями, измениться и научиться новому. В итоге он возвращается в декорации начала эпизода, и мы видим, как изменился протагонист.
Я решил, что метод Хармона простой, и по его схеме я расскажу свою историю. Придумал некую Елену — сотрудницу отдела рекламных спецпроектов в Medianame. По сюжету её нативные форматы перестали приводить лидов, она пытается разобраться, в чем дело. Гуглит — и из западных материалов про маркетинг узнает о сторителлинге. Таргетированная реклама приводит её на страницу курса от Skillbox. Она проходит его, осваивает тонкое искусство рассказа истории и растёт как профессионал.
Я следовал каждому шагу, описанному сценаристом любимого мультсериала. В голове история выглядела эффектно, но на бумаге персонаж оказался картонным, а история — скучной.
Редактор дала ещё два дня на переписывание. Чтобы не подводить коллег, я отказался от экспериментов и написал «5 советов». Но для себя решил понять: что было сделано не так? И обратился к преподавателям курса «Сторителлинг» от Skillbox, чтобы найти ошибки в черновике.
Что у меня пошло не так? Разбираем типичные ошибки начинающего рассказчика
Я допустил рядовые ошибки новичка.
Невыразительный герой. У запоминающегося персонажа есть личность.
Мы можем относиться к нему по-разному, но в него легко поверить благодаря мелким деталям, из которых складывается выразительный образ.
Вот как читатель знакомился с Еленой в моей истории:
«Елена работала в Medianame полтора года. И всё это время её спецпроекты показывали высокие результаты. Внезапное ухудшение показателей её расстроило. Хотелось постоянно расти в профессии. А тут — разочарование и провалы, один за другим».
Стоило добавить в личность героини деталей, понятных каждому.
«Елена работала в Medianame полтора года. Это было её первое настоящее место работы, до этого никто не хотел брать студентку без опыта. Её самооценка сильно зависела от результатов. Совсем как в школе, она выставляла себе баллы за проделанную работу. Ей нравилось чувствовать себя полезной и не думать, как дотянуть до следующего денежного перевода от родителей. Просадка последних спецпроектов вернула симптомы, о которых она успела забыть — постоянная тревога о завтрашнем дне и проблемы со сном».
В проблемы Елены легко поверить — поэтому она кажется настоящей.
Неубедительная мотивация. По сюжету Елена сильно расстроилась из-за ухудшения показателей. Сразу после провала она пыталась понять, как можно исправить положение. И записалась на курсы.
В реальности человек принимает решение измениться лишь под критическим давлением внешних обстоятельств. Потому что любые перемены — очень энергозатратный процесс.
Выше мы указали, что Елена много нервничает и беспокоится о завтрашнем дне. Самая большая фобия такого человека — потерять своё место.
Пускай на повышенное волнение героини наложится неожиданный пост в Фейсбуке Medianame, в котором будут искать редактора рекламных спецпроектов.
Беспокойная Елена конечно решит, что её квалификация перестала устраивать работодателя. Часы тикают — нужно срочно исправлять косяки. И вот тут уже наступило время для обучения.
А в конце окажется, что Medianame ищут помощника Елене. Потому что медиа растёт, и одной в таких обстоятельствах справиться уже невозможно.
Нарушение принципа «показывай, а не рассказывай». В финале оригинального текста Елена осваивает искусство сторителлинга. Показатели спецпроектов растут, она довольна собой.
Помните, как Елена нервничала из-за плохих результатов на работе? Пускай после овладения сторителлингом к ней вернётся не только уверенность в своём профессионализме, но и здоровый сон.
С ошибками — понятно, но как создавать убедительные истории
Если вы тоже хотите научиться рассказывать убедительные истории, записывайтесь на курс «Сторителлинг» от Skillbox.
После обучения вы сможете:
- выстраивать структуру рассказа или выступления;
- создавать сильную драматургию;
- уверенно выступать в онлайн- и офлайн-форматах;
- колдовать с метанарративами;
- создавать эффектные визуальные образы;
- писать оригинальные продающие тексты и нативку.
Курс будет полезен как маркетологам (да-да, тем самым как Елена), так и вообще всем, кто работает с текстами, визуальными историями или часто выступает на публике.
Как проходит обучение?
Всего за 3 месяца вы онлайн освоите ценный навык сторителлинга. Вся теория подкреплена практикой — ваши домашние задания проверят опытные преподаватели и дадут развёрнутую обратную связь.
Достаточно уделять учёбе 3–5 часов в неделю, поэтому его спокойно можно совмещать с учёбой в вузе или основной работой.
Сколько стоит курс?
Успейте до конца октября, пока на курс действует скидка 30%. Если вам неудобно платить всю сумму сразу, можно взять беспроцентную рассрочку.
Переходите по ссылке «Сторителлинг» или листайте дальше, чтобы забронировать своё место на курсе.