Найти тему
Skillbox

Личный опыт: Как я допустил 3 ошибки при создании сторителлинга

На фото я—Влад. В этой статье я поделюсь собственным опытом в написании текстов.
На фото я—Влад. В этой статье я поделюсь собственным опытом в написании текстов.

Сторителлинг — умение рассказывать истории. Придумай живого героя, поставь его в интересный контекст — и сюжет готов. Вроде бы всё очевидно.

Когда мне пришла задача написать текст для Дзена, я решил сделать из него полноценную историю. Но что-то пошло не так. Дедлайн поджимал, а сюжет разваливался на части. Я и представить не мог, что это окажется так сложно.

В этой статье я расскажу, как пытался написать историю, почему у меня не получилось и каких ошибок при создании сторителлинга стоит избегать в первую очередь.

По данным Quantified Communications, истории запоминаются в 22 раза лучше обычного набора фактов
По данным Quantified Communications, истории запоминаются в 22 раза лучше обычного набора фактов

Как я создавал сторителлинг по правилам Голливуда

Редактор дала два дня до сдачи черновика. Можно было написать по знакомой формуле статью в стиле «5 советов, которые помогут улучшить вашу историю», получить хороший процент дочитываний и регистрации на курсе. Но было интересно проверить, как Дзен отреагирует на сторителлинг.

Я решил написать текст по технологии Дэна Хармона, сценариста «Рика и Морти». Каждый эпизод мультсериала Хармон выстраивал как круг. В начале персонаж находится в зоне комфорта. Затем случается происшествие — например, неудачный эксперимент. И у безумного учёного появляется сильнейшая мотивация исправить последствия, иначе весь мир в труху. Поэтому он отправляется в путешествие.

По пути ему приходится столкнуться с испытаниями, измениться и научиться новому. В итоге он возвращается в декорации начала эпизода, и мы видим, как изменился протагонист.

Пользоваться технологией «Круга истории» рекомендуют многие YouTube-блогеры, связанные с драматургией — например, Тайлер Моуэри
Пользоваться технологией «Круга истории» рекомендуют многие YouTube-блогеры, связанные с драматургией — например, Тайлер Моуэри

Я решил, что метод Хармона простой, и по его схеме я расскажу свою историю. Придумал некую Елену — сотрудницу отдела рекламных спецпроектов в Medianame. По сюжету её нативные форматы перестали приводить лидов, она пытается разобраться, в чем дело. Гуглит — и из западных материалов про маркетинг узнает о сторителлинге. Таргетированная реклама приводит её на страницу курса от Skillbox. Она проходит его, осваивает тонкое искусство рассказа истории и растёт как профессионал.

Я следовал каждому шагу, описанному сценаристом любимого мультсериала. В голове история выглядела эффектно, но на бумаге персонаж оказался картонным, а история — скучной.

Редактор дала ещё два дня на переписывание. Чтобы не подводить коллег, я отказался от экспериментов и написал «5 советов». Но для себя решил понять: что было сделано не так? И обратился к преподавателям курса «Сторителлинг» от Skillbox, чтобы найти ошибки в черновике.

Что у меня пошло не так? Разбираем типичные ошибки начинающего рассказчика

Я допустил рядовые ошибки новичка.

Невыразительный герой. У запоминающегося персонажа есть личность.

Например, Марк Рентон из фильма «На игле» — не просто наркоман. Он любит чёрный юмор и ненавидит общество потребления. Слушает Дэвида Боуи, Лу Рида и на дух не переносит любых политиков
Например, Марк Рентон из фильма «На игле» — не просто наркоман. Он любит чёрный юмор и ненавидит общество потребления. Слушает Дэвида Боуи, Лу Рида и на дух не переносит любых политиков

Мы можем относиться к нему по-разному, но в него легко поверить благодаря мелким деталям, из которых складывается выразительный образ.

Вот как читатель знакомился с Еленой в моей истории:

«Елена работала в Medianame полтора года. И всё это время её спецпроекты показывали высокие результаты. Внезапное ухудшение показателей её расстроило. Хотелось постоянно расти в профессии. А тут — разочарование и провалы, один за другим».

Стоило добавить в личность героини деталей, понятных каждому.

«Елена работала в Medianame полтора года. Это было её первое настоящее место работы, до этого никто не хотел брать студентку без опыта. Её самооценка сильно зависела от результатов. Совсем как в школе, она выставляла себе баллы за проделанную работу. Ей нравилось чувствовать себя полезной и не думать, как дотянуть до следующего денежного перевода от родителей. Просадка последних спецпроектов вернула симптомы, о которых она успела забыть — постоянная тревога о завтрашнем дне и проблемы со сном».

В проблемы Елены легко поверить — поэтому она кажется настоящей.

Неубедительная мотивация. По сюжету Елена сильно расстроилась из-за ухудшения показателей. Сразу после провала она пыталась понять, как можно исправить положение. И записалась на курсы.

В реальности человек принимает решение измениться лишь под критическим давлением внешних обстоятельств. Потому что любые перемены — очень энергозатратный процесс.

Выше мы указали, что Елена много нервничает и беспокоится о завтрашнем дне. Самая большая фобия такого человека — потерять своё место.

Пускай на повышенное волнение героини наложится неожиданный пост в Фейсбуке Medianame, в котором будут искать редактора рекламных спецпроектов.
Беспокойная Елена конечно решит, что её квалификация перестала устраивать работодателя. Часы тикают — нужно срочно исправлять косяки. И вот тут уже наступило время для обучения.
А в конце окажется, что Medianame ищут помощника Елене. Потому что медиа растёт, и одной в таких обстоятельствах справиться уже невозможно.

Нарушение принципа «показывай, а не рассказывай». В финале оригинального текста Елена осваивает искусство сторителлинга. Показатели спецпроектов растут, она довольна собой.

Правильнее завершить историю метафорой, которая станет воплощением произошедшего изменения.
Правильнее завершить историю метафорой, которая станет воплощением произошедшего изменения.
Помните, как Елена нервничала из-за плохих результатов на работе? Пускай после овладения сторителлингом к ней вернётся не только уверенность в своём профессионализме, но и здоровый сон.

С ошибками — понятно, но как создавать убедительные истории

Если вы тоже хотите научиться рассказывать убедительные истории, записывайтесь на курс «Сторителлинг» от Skillbox.

После обучения вы сможете:

  • выстраивать структуру рассказа или выступления;
  • создавать сильную драматургию;
  • уверенно выступать в онлайн- и офлайн-форматах;
  • колдовать с метанарративами;
  • создавать эффектные визуальные образы;
  • писать оригинальные продающие тексты и нативку.

Курс будет полезен как маркетологам (да-да, тем самым как Елена), так и вообще всем, кто работает с текстами, визуальными историями или часто выступает на публике.

Как проходит обучение?

Всего за 3 месяца вы онлайн освоите ценный навык сторителлинга. Вся теория подкреплена практикой — ваши домашние задания проверят опытные преподаватели и дадут развёрнутую обратную связь.

Достаточно уделять учёбе 3–5 часов в неделю, поэтому его спокойно можно совмещать с учёбой в вузе или основной работой.

Сколько стоит курс?

Успейте до конца октября, пока на курс действует скидка 30%. Если вам неудобно платить всю сумму сразу, можно взять беспроцентную рассрочку.

Переходите по ссылке «Сторителлинг» или листайте дальше, чтобы забронировать своё место на курсе.