Наверное, писать сейчас об этой профессии, в разгар закрытых границ и разоряющегося турбизнеса - максимально невовремя. Но в будущем же снова всё откроется, и снова потоки иностранцев начнут осаждать наши музеи, а у всех желающих как раз есть время подготовиться.
1. Как начать
Наверное, это самое сложное, поскольку ваша стартовая позиция должна включать несколько важных пунктов:
- вы знаете иностранный язык (необязательно свободно, в процессе разговоритесь, но так, чтобы основная масса уже была освоена и хотя бы сидела в пассиве. Я училась на французском языке, и к началу курсов говорила очень условно, то есть могла читать хоть Сартра, а вот про погоду поболтать - не факт. Зато уже на следующее лето болтала с французами о чем угодно и сколько угодно. А на португальском даже не училась, просто начала на нем работать, но он у меня первый, так что проблем вообще не было.)
- у вас есть высшее обазование (вообще любое, главное, чтобы вы либо учились в ВУЗе, либо уже закончили его. Иначе не примут на курсы)
- вы живете в том месте, где много иностранных туристов (это, конечно, Петербург и Москва, в меньшей степени города на берегах Волги, где ходят круизы, города Золотого Кольца, города Транс-Сибирской Магистрали)
2. Плюсы
- Можно самостоятельно составлять себе график работы. Хотите - работаете раз или два в неделю, хотите - каждый день. У меня были сезоны, когда я работала с одним-двумя выходными в месяц, а был июнь, когда я вышла четыре раза, просто потому что не хотела переутомляться.
- Деньги. Это самый большой и жирный плюс. Вы будете зарабатывать хорошо. Очень хорошо. Больше, чем "выше среднего". У вас есть зарплата от турфирмы (700-1500 рублей в час, в зависимости от языка), чаевые от туристов и комиссия от сувенирных магазинов. Минимум в день это 3000 рублей (но это для новичков, со второго года работы от такого уже отказываются), а максимум лично у меня было 30.000, когда целая группа закупилась сувенирами на какие-то баснословные деньги. Это, конечно, не каждый раз бывает, но в среднем на 5-10 тысяч в день можно рассчитывать.
- Работа на ногах и на природе. За сезон (с мая по сентябрь) скидываешь все лишние килограммы, дышишь свежим воздухом, общаешься с людьми. Никаких душных офисов и сидячего образа жизни.
- Новая информация. Каждый день в идеале узнавать что-то новое, делать свои экскурсии интереснее. Факты из жизней известных людей, архитектура, история, фольклор, да и просто учишься быть интересным человеком - за обедом же тоже о чем-то обыденном хочется поговорить.
- Зимой можно отдыхать и ничего не делать. Обычно, денег хватает, а если у вас есть подработка на зимнее время, то жизнь вообще удалась.
3. Минусы
- На обучение и лицензии нужно потратить много денег. Это уже после того как поработаешь, отдать 100 тысяч в виде выгодного вложения кажется адекватной ценой, но когда вы еще не пробовали, не знаете, это очень много. Их может просто не быть. В этом случае лучше взять в долг, или еще как-то достать, потому что окупится обязательно, и воздастся сторицей.
- Бывает нервно. Например, когда у вас старушка потерялась в Эрмитаже. Или её вырвало. Или она умерла. Или уплыла на чужом корабле... Со старушками много случаев бывало, и каждый раз я становилась сама чуть больше старушкой. Но зато потом есть что рассказать друзьям.
- Жесткое расписание. Вы привязаны ко времени входа в музей, ко времени обеда, ко времени отплытия корабля или еще чего-нибудь. Это тоже заставляет нервничать, особенно если вы стоите в пробке, или если произошло что-то из предыдущего пункта. Можно просто не попасть в музей, и 50 человек не увидят Янтарную комнату, ради которой приехали. Сэ ля ви, скажете вы им. Сволочь ты, скажут вам они.
- Очереди. Туристов много, и с каждым годом всё больше (ну кроме 2020), а музеев больше не становится, и часы работы тоже не очень расширяются у них. Поэтому иногда нужно час или больше стоять в очереди, чтобы час или больше (или меньше) провести в музее.
4. Карьера
Карьеры нет. Как говорится, у самурая нет цели, есть только путь. Работа гидом и есть путь. Ну и какая может быть карьера? Сесть менеджером в офис? Ну не знаю, на мой взгляд именно работать гидом - самое прекрасное, что есть в этой истории.
Вывод.
Определенно ДА, и я сама хотела вернуться в гиды (и даже успела в марте оплатить лицензии в Эрмитаж и в Русский Музей), но грянула пандемия. Как только мир отпустит, я не побегу, а полечу в экскурсии, потому что поработав уже всем, кем только можно (о чем рассказываю в этой рубрике), я поняла, что этот вариант - лучший.
О другом варианте, похуже, но для начинающих - читайте тут.