Найти тему
Photoekb.ru

100 мегапикселей в ипотеку

4 октября 2020г. представители FUJIFILM проводили очередную презентацию своей техники в Екатеринбурге. Самая интересная камера, конечно — монстр FUJIFILM GFX 100.

100 мегапикселей в ипотеку
100 мегапикселей в ипотеку

Производителем заявлены 102 миллиона пикселей, матрица 43,8 на 32,9 мм (средний формат). Но самое освежающее в этой камере — цена, около 800 000 рублей за саму камеру и сотни тысяч рублей за объективы.

100 мегапикселей в ипотеку
100 мегапикселей в ипотеку

Описывать технические свойства смысла нет, главное — об ощущениях. Когда держишь эту камеру в руках, миллион чувствуется. Вылизанная, приятная, достойная — сразу в зеркале выглядишь крутым фотографом, даже если правописание хромает. Мне кажется, обсуждать надо не камеру и ее характеристики (там всё действительно фантастическое), а деньги.

Итак. Во сколько обойдется переход на систему FUJIFILM GFX 100 (примерно).

100 мегапикселей в ипотеку
100 мегапикселей в ипотеку

800 000 — камера, 400 000 — объективы. Всякие сопутствующие самые необходимые девайсы — наверное, еще минимум 100к. Итого — 1 300 000 рублей. Если мы рассматриваем схему кредитную, нужно накинуть еще процентов 20 — выходим на полтора миллиона. Камере производитель отводит 7 лет службы, пренебрегая расходами на сервис, получаем амортизацию в районе — 1 560 000 делим на 7 на 12 = 18 500 рублей в месяц. Абсолютно сопоставимо с ипотекой или автокредитом. Вопрос один — какие рациональные предпосылки могут быть для приобретения этой камеры для фотобизнеса.

Станислав Белоглазов @beloglazov_travel, совладелец фотостудии и фотошколы MAGNET, организатор фототуров, считает, что если фотограф в состоянии приобрести такую камеру, ток как минимум у него есть фотостудия площадью не менее 80 м.кв (иначе эта камера бессмысленна), а это уже около 50 000 рублей аренды в месяц для Екатеринбурга. Должна быть необходимая компьютерная техника для обработки файлов — исходные равы по 200 мб, а значит — дизайнер. Раз есть студия, то есть и персонал. Общие расходы будут около 200к в месяц, доля камеры — не критичная.

Станислав Белоглазов считает:

Можно предположить, что такую камеру нужно брать под стабильный пакет заказов, например — для студийной рекламной съемки объектов, для которых требуется высокая детализация — шубы, ювелирные украшения. Делать выездную съемку, например, производства или промышленных объектов такой камерой особого смысла нет: можно обойтись кропом со сдвигом матрицы, и заказчик выберет более дешевый вариант с  Olympus. С ним бюджетный фотограф может залезть буквально в металлургическую печь, куда с такой дорогой камерой лезть рискованно.

Как вариант — можно рассмотреть сдачу камеры в аренду для дорогих фотостудий. Два часа на амортизацию, час на прибыль. Но — нужен еще человек, который будет буквально все время держать эту камеру под присмотром.

Фотограф Сергей Якубицкий @nepronfoto, который был на тестировании камеры, предполагает:

Если вопрос только в направлении фотографии — адекватным решением к приобретению GFX100 вижу рекламную и фэшн-фотографию. Там не такой большой объем снимков в час и объем и разрешение кадра будет цениться. Для остальных решений есть GFX50 и аналогичные камеры среднего формата и фулл-фрейм.

Известный фэшн-фотограф Игорь Усенко @oussenko рассказывает:

Я в свое время взял предыдущую версию, GFX 50 (50 мегапикселей). Это было в районе 400 тысяч, сейчас цены конечно взлетели кратно. Это было экономически нормально — я продал оборудование Canon и купил камеру. При этом, я перешел на нее с HASSELBLAD’а. Его я брал в свое время в Америке, на eBay, с объективами — 39 МП, была модель H3D. Когда я перешел на FUJI, мне картинка понравилась меньше, чем у HASSELBLAD, который лет на 8 старше. Я бы не стал рекомендовать без особой цели переход на средний формат. Если необходимо печатать изображение огромной величины — то да. Они халтурят сейчас, они могут и в телефон «засунуть» 100 мегапикселей. Никакого смысла в этом нету.

Изображение строится на других параметрах — ну разбили мы на сто миллионов частей ту же самую картинку — а сильно ничего не поменялось. Намного важнее цветопередача, намного важнее ощущение объема. На HASSELBLAD и на PHASE ONE ощущение объема, ощущение «пленочности» оно намного больше, чем у FUJI, хотя я на нем три года снимаю. Разница чувствуется очень сильно, особенно в фактуре кожи. У FUJI кожа гладкая, она почти не требует обработки, но при этом она менее «живая». Детализации кожи нет. Цвета, тона и полутона размыты, не знаю за счет чего это происходит, но нынешние матрицы так работают. У производителей, которые специализируются на среднем формате, качество матрицы разительное.

За мегапикселями точно гнаться не надо. Можно купить подержанные 39-и мегапиксельные PHASE ONE и HASSELBLAD и получить кадры, которые не вытянет FUJI. Хотя, конечно, удобно, современно. У них хорошие режимы «под плёнку». Камера себя оправдывает, я в целом доволен, если камера стоит 350 тысяч и не надо сильно вкладываться в объективы. И дело даже не в объективах, а в матрице — изображения получаются разные. За полтора миллиона я бы не стал брать камеру, просто смысла не вижу.

Более категоричен в оценках гуру российской фотографии Игорь Сахаров @igor_sakharov:

Смысла нет покупать эту камеру, это — чистый маркетинг. Любой средний формат оправдан только тогда, когда есть хорошие коммерческие заказы, которые не для соцсетей. Для соцсетей без разницы, какой камерой снимал. Прелесть среднего формата в том, что чем больше физические размеры матрицы, тем больше динамический диапазон, тем больше информации можно «вытащить» из цветов и теней, это хорошо для дальнейшей пост-обработки, а если ты ошибся — скадрировать. Всё, это все преимущества. Это чисто студийная камера.

Говоря об экономической эффективности — вопрос — а зачем покупать такую дорогую камеру? Можно купить PENTAX 645 значительно дешевле. Оптика на него лучше и дешевле, байонет не менялся, можно покупать старую оптику, еще пленочную. Покупка такой камеры — чистый маркетинг, понты. Если есть деньги — можно купить, нет — не надо покупать, тем более в кредит. Кредит — если ты точно знаешь, что есть пакет заказав и ты его отобьёшь. В наше время это тяжело сделать. Уровень фотографии упал, уровень восприятия зрителем упал. Чем снято – без разницы даже большим рекламным агентствам. Раньше было требование — средний формат, сейчас его нет. Весь мир идет по пути упрощения.

Тем не менее, производитель не сдается, и уверяет, что пиксели — настоящие, и получены по новой технологии матриц — BSI. Уверены в FUJI и в том, что их объективы не уступают и по качеству.

Мнения экспертов в целом совпали и с моими личными переживаниями от общения с камерой. Фотография — не только работа, бизнес, но и жизнь. Если можно себе позволить фотографировать такой камерой, ну потому что просто можно позволить, без расчета на рентабельность-эффективность-бизнес — нужно брать две. Скорее, это камера для состоятельного продвинутого любителя, для которого стоимость снимка не имеет значения, а важнее — самоощущение от того, как и чем он фотографирует свою любимую женщину-музу. Только для такого фотографа каждый пиксель из этих заявленных ста миллионов имеет значение.

100 мегапикселей в ипотеку
100 мегапикселей в ипотеку
100 мегапикселей в ипотеку
100 мегапикселей в ипотеку

Презентация камер FUJIFILM происходила на площадке @labstudios_ekb при участии моделей @sigma_ekb. Спасибо Андрею Савченко @andrew_taleman за отличную организацию презентации.

В материале использованы изображения из официального буклета FUJIFILM GFX 100.