Гениальная комедия «Женитьба Бальзаминова» берет свое начало в далеком 1936 году, когда два 18-летних друга, Константин Воинов и Георгий Вицин, посетив бывшую усадьбу А Н.Островского, загорелись идеей постановки пьесы о Бальзаминове, где режиссером был бы Воинов, а исполнителем главной роли Вицин.
Снять картину долго не удавалось, но друзья пронесли мечту юности сквозь годы и все-таки осуществили в 1964 году.
Георгий Вицин
Вицину на время съемок было 46 лет. Чтобы соответствовать своему молодому герою, ему пришлось немало потрудиться.
Он сам изобретал и накладывал мудреный «омолаживающий» грим. «Где сеточку из краски нарисовал, где веснушки сделал, чтоб морщин не было, — говорил актер, — придумал паричок, нос подтянул.
Шпатлевку смешал с красной краской, чтобы лицо «похудело». Вицин мало уступал в мастерстве профессиональным гримерам, так как обладал великолепными художественными навыками: он прекрасно рисовал и лепил из глины.
«Женитьба забальзамированного!» — иронично восклицал актер, глядя на себя в зеркало.
Помимо молодого лица нужны были живость и порывистость движений, стройность, ровная осанка и легкая походка. И Вицин отправился в Сухуми гонять мяч с местными футболистами. Кроме того, ему очень помогли йога и здоровый образ жизни.
Людмила Шагалова
Если Вицину пришлось интенсивно молодиться, то 39-летняя Людмила Шагалова перевоплощалась в 75-летнюю старушку, будучи младше своего «сына» на 6 лет. Роль ее очень огорчала, и естественной женской реакцией было: «Неужели я так плохо выгляжу!»
Впоследствии она полюбила эту картину и признавалась, что «матушка Бальзаминова стала ее «штирлицем». После выхода фильма на экраны Людмила Шагалова была признана лучшей актрисой 1965 года по версии журнала «Советский экран».
Но все это произошло потом, а пока ей требовалось глубоко «стариться», используя сложнейший и совершенно варварский грим, который привел бы в ужас любого косметолога: специальным клеем собирали кожу в складки, создавая искусственные морщины, и обдавали паром.
Под конец съемочного дня Шагаловой приходилось разглаживать помятое напрочь лицо дорожным утюжком. А еще темным лаком чернили зубы, имитируя «гнилые», и невидимыми нитями подтягивали к бровям нос.
Спустя 11 лет Шагаловой и Вицину вновь довелось сыграть вместе в фильме «Не может быть».
Как появился образ свахи
Колоритный образ свахи отлично создала Лидия Смирнова. Помогло ей в этом воспоминание о встреченной во время войны женщине с характерным глупым выражением лица, «шепелявой, трясущейся над своими вещами».
Много поцелуев и пирог с вареньем
Воинов был крайне взыскателен, и эпизод с поцелуем в сцене чаепития понравился ему только на 29-м дубле. Несмотря на летний зной, тяжелые костюмы и потекший грим, Воинов раз за разом заставлял Мордюкову страстно целовать партнера, впечатывая того в забор с торчащими кое-где остриями гвоздей.
Доведенная до отчаяния придирками режиссера, Мордюкова просто спародировала его манеру произношения, когда он объяснял ей, как надо играть. На удивление этот дубль наконец-то был одобрен Воиновым.
Досталось и Лидии Смирновой, которой в этом же эпизоде пришлось есть пирог с вареньем 15 раз подряд. «Я проглотила 15 кусков, меня рвало, меня трясло», — эмоционально вспоминала актриса.
Но Воинов был невозмутим и скомандовал «Стоп! Снято!» только тогда, когда счел поедание пирога убедительным.