Дорогие друзья, сегодня мы поговорим с вами о фонограмме.
Скажу сразу - тема достаточно щепетильная, о которой обычно не принято громко "говорить вслух". Но сегодня я раскрою закулисные тайны, как обычного слушателя обычно обманывают недобросовестные звёзды.
Вся изнанка музыкальных ТВ-ШОУ
Давайте сегодня не будем называть имён и названий. Меня частенько спрашивают, - "а живой ли звук в музыкальных ТВ-шоу?" Можно смело сказать.... Да, конечно живой. Но с одной огромной оговоркой...
Конечно, конкурсанты поют, как положено, готовятся и выступают "в живую". Ни фальшивой нотки, всё звучит ровненько, разборчиво, "медийно". Не странно ли?))
Многие несведущие в музыкальных выступлениях, в концертной деятельности, в тонкостях работы с микрофоном, будут думать - какие же ребята-девчата молодцы. Но за их спиной всегда стоит тщательная работа звукорежиссёра.
Все "живые голоса" записываются во время съёмок эфира, и в дальнейшем уже сводятся с музыкой, с обязательным применением обработки. Как минимум - это обработка эквалайзером (удалить всю муть из голоса, изменить тембральные характеристики и тп), компрессором (выровнять громкость вокалиста).
А там уже не проблема и нотку подтянуть фальшивую, и даже самые проблемные куски, где произошёл "брак по звуку" вовсе перезаписать. А в это время нам, возможно, по ТВ покажут кадр издалека, ну или вовсе зал, чтобы не акцентировать внимание на рассинхронизацию голоса с губами. ))
Конечно, есть профессионалы-певцы, у которых за спиной годы бурной концертной деятельности, которые могут и без компрессора спеть, и знают все тонкости работы с микрофоном. Но это, как правило, исключение, т.к. даже многие звёзды, увы, работая годами, не могут в живую спеть так, как их голоса звучат на записи.
Пение на "дабл-трек".
Поговорим о живых выступлениях. Есть звёзды, которые всегда поют только "в живую". Никаких фонограмм, никаких трюков - всё честно. Но сегодня речь о других, менее порядочных артистах.
Чтобы голос хорошо звучал и меньше были слышны неточные ноты, за рубежом и давным давно у нас стали применять технологию дабл-трека. Суть состоит в следующем - на концертную минусовку прописывается голос исполнителя, но по громкости делается он намного тише, чем в студийных записях.
Артист во время выступления "поёт сверху" этой фонограммы, таким образом, его голос становится намного ярче, уверенней, и порою даже "скрывается" за дабл-треком. Получается такая мощная поддержка при работе "в живую", но при этом, это и частичный обман слушателя.
Мы сейчас не говорим о бэк-вокалистах, которые поют в припевах, и выборочно. В дабл-треках голос исполнителя прописан везде, во всей песне. В этом и главное отличие дабл-трека от бэк-подпевки.
Концерты с "пререкордом"
Как правило, при активной концертной деятельности, где надо чуть ли не каждый день петь и быть в отличной вокальной форме, исполнители зачастую прибегают к спасательной технологии под названием "пререкорд".
Суть заключается в следующем - весь концерт артист работает "в живую", но самые сложные вокальные места (дабы не перенапрягать горло), прописываются артистом кусочками в минусовку. Всё тщательно заранее репетируется, и певец уже знает, где он должен вовремя замолчать и просто открыть рот под записанный кусочек.))
Так как запись задолго сделана в тот же самый микрофон, во что и поёт на концерте исполнитель, то услышать разницу звучания практически невозможно.
Конечно, этим частенько грешат на западе, и теперь и у нас. Песни бывают достаточно сложные, и при интенсивных нагрузках на голосовой аппарат, певец не успевает банально отдохнуть и восстановиться. А тут получается все простые вокальные партии исполняются в живую, а сложные - это пререкорд. ))
Концерты полностью "под плюс"
Да, есть и такие звёзды.. К сожалению.. (( Которые полностью работают под плюс. Но уже по более "продвинутым" технологиям.
Если раньше просто включалась студийная запись, и открывался рот, то сейчас всё стало намного хитрее. При подготовке к концерту, в радиомикрофон певца на студии записывается полностью песня, с нуля. Поётся она много раз, выбирается лучший дубль, при необходимости проблемные места перезаписываются до лучшего результата, всё тщательно обрабатывается, а фальшивые ноты выравниваются..
На выходе получается новая запись студийной версии песни. И т.к. человек на концерте слышит отличие от привычной версии песни, то ему кажется, что артист поёт "в живую".
Уловки певцов для имитации живого пения
Существуют много хитростей, которые применяют звёзды, чтобы уверить, что они поют "в живую". Всё это, естественно, заранее тщательно планируется и репетируется.
Порою мы наблюдаем случаи, когда певец вдруг "случайно" забыл слова. А на деле - в плюсовке в этом месте заранее специально убрали голос, и артисту остаётся "вовремя забыть слова". ))
Или когда певец отворачивает микрофон и поёт зал - та же история с заранее подготовленной фонограммой и отрепетированными местами. ))) Кстати, о них может предупреждать режиссер концерта, напрямую в ухо артисту. ))
Ещё, например, певец может случайно "уронить микрофон", и все удивятся - вот же, голос не звучит, значит "в живую" поёт, молодец какой !! А на деле - это заранее сыгранный спектакль с подготовленной плюсовой фонограммой без кусочка голоса в нужном месте... ))
Даже исполнение песни "а капелла" может быть фонограммой! Всё очень просто в реализации этого обмана. )) Певцу в наушники подаётся ритм-отсчёт, через сколько секунд он должен открыть рот. А дальше - дело тренировок и репетиций в "синхронном открытие рта", или как говорят за "рубежом" - липсинге.
Ну а как звёзды обманывают слушателей, (с видео примерами) смотрите и читайте в следующей части выпуска.