В конце седьмого класса первого апреля парень положил на стол учительницы математики пугалку. Пуговица, схваченная резинкой между концами согнутой дуги из твердого материала. Закрученная до предела и спрятанная в бумагу, она при освобождении начинает яростно раскручиваться. Как живая. А если человек ничего не подозревает и развертывает с любопытством небольшой бумажный кулек, который в его руках оживает, то он, естественно, от неожиданности пугается. Попадает в неловкую ситуацию. Что и произошло с учительницей на глазах всего класса.
Она выяснила, кто подложил ей «свинью», и не могла удержаться от доступной мести. Парень и раньше звезд с неба не хватал: два и три по предмету. А тут скатился на стабильные двойки.
Так продолжалось до весны следующего года. Родители боялись ходить на школьные собрания. Затем нашли репетитора, но все без толку. Видимо, произошел психологический надрыв на почве справедливых претензий со стороны учителя и явного преследования. У парня предмет математики стал ассоциироваться с конкретным человеком, которого он не выносил. Такое бывает, причем, и у взрослых людей. А тут подросток.
Что делать? Ответа не было. Да и ситуацию здраво проанализировать было сложно: учитель -ученик, ученик – учитель. Психологически сложно.
И тут произошло невероятное. У парня был друг – много старше его. Обыкновенный человек, каких много. И он как-то посоветовал своему юному приятелю «рассердиться» и доказать Марье Ивановне, то есть математичке, что она, скажем на литературном языке, не права. И привел в пример какого-то знаменитого боксера, который был хлюпиком, а стал звездой спорта. Сначала его били все, кому не лень, но он за год таких успехов добился, что вся округа его зауважала. А затем и – мировая слава. А закончил свое «эссе» так: «Ну, и докажи ей, что ты не умственный хлюпик».
Эти несколько фраз что-то растолкали внутри парня. Воля проснулась. Короче говоря, он сам, самостоятельно вернулся к истокам математики и уверенно пошел вперед. Учебник, конечно, не превратился для паренька в один из романов Дюма, но что-то подобное произошло.
В начале девятого класса – после летних каникул – он уверенно и гордо «положил Марью Ивановну на лопатки» в умственном математическом поединке. То есть доказал, что он не лыком шит, а все ее прежние речи на родительских собраниях что он, такой-то ученик, нуждается в школе для ребят с задержкой развития – ерунда! А речь действительно об этом шла.
Трудно описать словами торжество молодого человека. Другими словами, его умственное развитие началось со стрессовой ситуации. Если отвлечься от моральных оценок, то в ситуации есть и здравый смысл. Может, в нас иногда спит гордость и здоровое самолюбие? Может, иногда его – самолюбие – следует разбудить? Может, грубо разбудить?
Подписаться на канал "Георгий Жаркой".