В начале тридцатых годов в СССР уделялось большое внимание к гидропланам - проводились постоянные закупки импортной техники, а также стали появляться и отечественные разработки, причем не легких летающих лодок на 1-2 человека, а самолетов с размахом. По заданию партии и правительства был разработан МДР-3 под командой Четверикова. В целом конструкция оказалась удачной, но после закрытия темы ее предложили продолжить уже Туполеву.
По сути он создал новую машину, самолет стал трехмоторным, с однокилевым оперением. От старого прототипа остались в основном только внешние обводы корпуса. Самолет расчитывали под высотные моторы М-34РН, которые должны были обеспечить скорость 240 км в час. Планировалось использование машины в одном из трех вариантов - дальний разведчик или тяжелый бомбардировщик, в гражданском исполнении - пассажирский на 14 человек...
При утверждении конкретной этой разработки разгорелись споры - часть высших чинов (помня о предыдущих проблемах при разработках такого типа самолетов) предлагала просто закупить итальянские Савойи S.55, но сторонники импортозамещения победили и началась оперативная доработка прототипа. После катастрофы первого опытного образца второй также потерпел катастрофу, тем не менее самолет решили запустить в серию. Правда, на фоне импортных самолетов он смотрелся уже довольно устаревшим, посему в серию пошел, как "переходной".
Серия была небольшой (всего за два года 16 машин). Причина - помимо "морально устаревшего", в СССР уже приняли решение прикупить американских "Каталин" для последующего производства по лицензии. Поэтому серию МДР-4 и притормозили. Несколько выпущенных машин ушли на Черноморский флот и пару лет числились как боевые, примерно десяток машин пролежали в ангарах. К 1939-му году все лодки этого типа пошли на слом. Вот такая судьба многоцелевого (по планам правительства) самолета...
Технические характеристики:
Тип двигателя 3 ПД М-34Р
Мощность, л.с. взлетная 3 х 825 полетная 3 х 750
Максимальная скорость , км/ч у земли 226 на высоте 266
Крейсерская скорость , км/ч 196
Практическая дальность, км 2000
Продолжительность полета, ч 11
Максимальная скороподъемность, м/мин 185
Практический потолок, м 4300
Экипаж, чел 3
Вооружение: Носовая установка ТУР-8 с 7.62-мм пулеметов ШКАС и 1500 патронов, кормовая и верхняя турели с пулеметами ШКАС
О другом гидроплане - тех лет - здесь.
О спутниковой связи, без которой не обойтись ни воздухе, ни на море, ни на воде - здесь.
Всем удачи и успехов!