Найти тему
BLUESCREEN.KZ

Держи дистанцию! Онлайн-образование в Казахстане

Весной школы республики были переведены на новую форму обучения – дистанционную. Это потребовало от Министерства образования пересмотра подходов к учебному процессу. Для решения проблемы чиновниками и издателями был изучен международный опыт, предложены конкретные решения. Как начался новый учебный год для казахстанских школьников, и какие новые технологии и инструменты предлагает отечественная система образования в помощь нашим детям.

В настоящее время казахстанское образование переживает период реформ. Развитие отечественного образования ориентировано на лучшие мировые и европейские стандарты.  В их числе – цифровизация и автоматизация учебного процесса, внедрение в будущем в школах Казахстана электронных учебников. Министерство образования, несмотря на критику, эту идею активно продвигает. В программу начальной школы был введен предмет «информационно-коммуникационные технологии», начиная с 3 класса. Также разработаны учебники информатики для самых маленьких учеников: теперь основам компьютерной грамотности будут обучаться первоклашки.

Мировой опыт

Система онлайн-обучения уже давно востребована в мире, является очень эффективной и имеет отличные показатели и рейтинги. Нам она хорошо известна на примере языковых курсов или программ получения второго высшего образования в европейских или американских университетах.

Такая система предоставляет намного больше возможностей, чем мы себе представляем. Во-первых, можно учиться, находясь как дома, так и в любой точке мира. Например, если ребенок имеет ограниченные возможности, заболел или находится в другой стране в карантинный период периодического закрытия границ. Он получает полноценное образование наравне со сверстниками без каких-либо ограничений. Онлайн-образование предлагает широкий спектр образовательных услуг, не ограниченный ни временем, ни пространством.

Во-вторых, система онлайн-обучения – достаточно гибкий и адаптивный продукт, она предлагает учащимся и учителям такие возможности, которых нельзя достичь, используя лишь традиционные методы обучения. Применение цифровых технологий позволяет учащимся выбрать подходящий темп обучения, комфортный принцип подачи материала, продолжительность урока, дополнительную информацию.

И, в-третьих, онлайн-обучение и работа с электронными учебниками способствуют улучшению эффективности учебного процесса, повышению успеваемости и формированию навыков работы в цифровой среде.

Сегодня в мире около 20 стран реализуют национальные программы цифровизации, среди них: Китай, Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Индия, Саудовская Аравия, Дания, Норвегия, Великобритания, Канада, Германия, Россия, Австралия, Новая Зеландия, Эстония. Входит в этот список и Казахстан. Лидерами в гонке технологий, по мнению большинства мировых экспертов, являются Китай, Сингапур и Южная Корея.

Государственная программа Китая «Интернет плюс» сыграла роль в обеспечении стабильного роста экономики Поднебесной. Она объединила мобильный интернет, облачные технологии, большие объемы данных и интернет вещей с производством. Проект направлен на развитие электронной коммерции и интернет-банкинга. Цель – интеграция в единое целое интернет-технологий, промышленности и социального сектора. Кстати, Китай является самым крупным пользователем интернета и мобильных устройств.

Сингапурские проекты «умной экономики», Smart Nation и Smart City, уже давно стерли грань между фантастикой и реальным миром. Правительственный проект Smart Nation объединяет предпринимателей, ученых, чиновников и граждан для внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь и создания комфортной и прагматичной среды обитания для всех жителей города-государства. Цель программы – быть самой технологически развитой страной в мире. И сфера образования здесь – одна из ключевых, наравне IТ-технологиями. В будущие таланты и их проекты вкладываются миллиарды долларов.

Южная Корея нацелена на реализацию стратегии «Креативная экономика». Ее главная задача – переориентировать страну больше на услуги, чем на производство, активно развивать инновации, образование и науку, а не промышленный сектор.

Отдельно надо сказать об опыте Эстонии в сфере цифровизации образования. Эта небольшая прибалтийская страна, за неимением природных ресурсов и крупных производств, все поставила на карту образовательного сектора и не прогадала. За последние три года использование электронных учебников в Эстонии выросло в 10 раз, а индустрия учебной литературы превратилась в настоящего поставщика цифровых услуг. Сегодня эстонские IT-специалисты занимают лидирующие позиции на мировом рынке данного вида услуг, наравне со своими коллегами из Израиля, Беларуси и США. А, согласно результатам международного исследования навыков учащихся PISA (ПИЗА), знания учеников основных школ Эстонии находятся на первом месте в Европе в трех областях – математике, чтении и естественных науках.

Как видим, приоритет смещается в сторону высоких технологий и подготовки кадров, которые способны эти технологии разрабатывать, внедрять и полноценно применять в повседневной жизни.

Кстати, внедрение электронных учебников в образовательный процесс Эстонии решило еще одну важнейшую задачу – избавило детей от тяжелых ранцев. Все очень просто: бумажные учебники учащимся предоставляет школа. По окончании уроков книги остаются в школьных аудиториях на полках, а ученики занимаются дома по электронным учебникам. Новые технологии так понравились эстонским школьникам, что сегодня уже более 30% школ этой страны внедрили их в учебный процесс.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц