Найти тему
Финансовая газета

АКРА предрекла уход с рынка каждого четвертого банка

За ближайшие три года банковский рынок может потерять около ста финансовых организаций. С таким прогнозом выступил занимавший в 2012‒2016 годах пост заместителя председателя Центробанка, а в данный момент ‒ глава рейтингового агентства АКРА Михаил Сухов.

Как ранее писала «Финансовая газета», господин Сухов полагает, что около трети из этой сотни кредитных учреждений закроются добровольно, так как в последние годы многие банки теряют рентабельность, а коронакризис и снижение ставок подстегнули эту тенденцию. Еще десяток финансовых организаций присоединятся к другим, более крупным, а остальные уйдут через отзыв лицензии со всеми вытекающими последствиями ‒ выплатами Агентству страхования вкладов и прочими проблемами.

Из истории вопроса

Согласно материалам Банка России, на начало текущего года в Российской Федерации действовали 442 кредитных учреждения. Однако в первый же день 2020-го регулятор отозвал лицензии у краснодарского Крайинвестбанка и оренбургской «Руси» по причине их ликвидации.

Впрочем, к сегодняшнему дню рынок покинули еще 25 финансовых организаций. И это при том, что с начала пандемии в России, то есть с конца марта-апреля, Центробанк не принимал решений об отзыве лицензий.

Прибыль банковского сектора с начала года составила 1,15 триллиона рублей, что на 10% меньше, чем за аналогичный период 2019 года (1,35 триллиона рублей). Причем, в плюсе оказались только 258 кредитных учреждений, а 149 – потерпели убытки.

По мнению главного аналитика компании «ТелеТрейд» Марка Гойхмана, прогноз о сокращении числа банков за счет выпадения «слабых звеньев» ‒ вполне реалистичный.

«В условиях монополизма, когда более двух третей активов данного сектора принадлежат госбанкам, в уязвимом положении находятся небольшие частные учреждения. Стоит учесть и вероятное ухудшение условий работы банков на фоне снижения ставок, падения доходов клиентов, сужения сферы рентабельных операций, в том числе из-за последствий коронавируса в перспективе», ‒ отмечает он.

В свою очередь, председатель правления кредитно-потребительского кооператива (КПК) «Обновление» Михаил Дорофеев напомнил, что пять лет назад, в 2015-м, глава ВТБ Андрей Костин спрогнозировал, что в 2020 году на банковском рынке сохранятся только 200‒300 финансовых организаций.

«Костин опирался на скорость изъятий лицензий и темпов реализации сделок слияний и поглощений. Большинство экспертов тогда с ним согласились. Сейчас в России действуют 417 банков. Сухов говорит об уходе сотни в течение трех лет. Получается, ориентир главы ВТБ будет выполнен», ‒ указывает эксперт.

Стоит напомнить, что в декабре прошлого года председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявляла о завершении активного этапа расчистки банковского сектора. По ее словам, в ближайшие годы регулятор сконцентрируется на продаже санируемых банков, которые перешли под его контроль после 2017 года.

Впрочем, схожую мысль она высказывала и ранее, в 2018-м, когда заявляла о том, что за пятилетний период с 2013-го по 2018-й Центробанк лишил лицензий более чем 400 финансовых организаций и санировал свыше 30 кредитных учреждений.

По мнению Марка Гойхмана, тезис об окончании расчистки банковской сферы касался преимущественно игроков, осуществляющих рискованные и противозаконные действия. Однако коронакризис сделал проблемными немало кредитных учреждений, ведущих вполне законные операции.

«У клиентов и заемщиков падают доходы и финансовые потоки. Возможности прибыльной работы уменьшаются из-за снижения ключевой ставки и сжатие рынка на фоне ограниченных условий удешевления пассивов. Так, например, чистая процентная маржа банков за последние четыре квартала сократилась на 18% ‒ с 6,57% до 5,39%. Поэтому вероятное продолжение отзыва лицензий и ухода с рынка многих его участников – это уже не совсем “чистка” Центробанка в прежнем смысле, а следствие новых реалий конъюнктуры»

С тем, что сокращение числа участников банковского сектора может продолжиться и в оставшиеся месяцы этого года, не сомневается и Михаил Дорофеев.

«Несмотря на то, что Центробанк продлил ряд послаблений, введенных ранее из-за коронавирусной пандемии, экономика начала восстановление по траектории лучше предыдущих ожиданий. Это, безусловно, позволило выстраивать более обнадеживающие прогнозы в отношении динамики просроченной задолженности, роста резервов и давления на капитал. Но тем не менее, исходя из представленной ранее статистики по числу прибыльных банков, можно ожидать, что тезисы Михаила Сухова имеют шансы реализоваться», ‒ указывает председатель правления КПК.