Найти тему
Imperial Orchestra

Инструмент-оркестр: Как орган стал королём инструментов

Этой осенью на концертах из цикла «Триумфальный орган» каждый сможет оценить невероятный диапазон звучания органа от очаровательной нежности до бушующего шторма. Ближайший концерт в зале Яани Кирик состоится уже 9 октября и продемонстрирует всю красоту классического сочетания органа, трубы и барочного сопрано.

Осенью у многих просыпается желание чему-нибудь учиться. Не рассказывать ли нам о классической музыке больше, подумали мы. И voilà — наш первый текст об истории органа. Все последующие будут выложены под темой «триумфальный орган», подписывайтесь на неё, чтобы не пропустить обновления.

Некоторые рок-исполнители называли Иоганна Себастьяна Баха первым рок-н-рольщиком. Органное исполнение, соло или в ансамбле, заряжено мощнейшей экспрессией. Если 60-70е гг. ХХ века прошли под бас-гитарные риффы AC/DC и Led Zeppelin, то расцвет барокко сопровождался полифоническими переливами органа. Несколько тысяч труб управляются одним музыкантом как целый оркестр, объединённый дирижёром. Есть в этом что-то от компьютерного программирования: сложное техническое устройство объединяет множество процессов под единым началом.

Самый большой в мире орган в концертном зале Бордуок в Атлантик-Сити, Нью-Джерси.Фото: okidoki.ru
Самый большой в мире орган в концертном зале Бордуок в Атлантик-Сити, Нью-Джерси.Фото: okidoki.ru

В виду монументальности органа удивительно смотреть на портативные духовые инструменты, которые породили саму его идею. Исследователи отсылают к различным «прототипам» — инструментам, звукоизвлечение в которых происходит через трубочки, обладающие разной частотой, как древняя вавилонская волынка или китайский шэн («губной орган»). Наиболее близким прототипом и по времени, и по месту создания является распространённая в античной культуре «флейта Пана»: многоствольная флейта, каждая из трубочек которой имеет свой тон. В современных народных оркестрах может быть несколько таких флейт разного регистра.

Флейта Пана Фото: holzspielerei.com
Флейта Пана Фото: holzspielerei.com

Действительно, орган можно представить как несколько многократно увеличенных многоствольных флейт, объединённых в одну систему. Так, инструмент, изобретённый в III веке до нашей эры «отцом пневматики» Ктесибием имел 3-4 регистра, в каждом и которых от 7 до 18 труб. Они «продувались» гидравлическим механизмом, приводимым в движение клавишами мануалов, или клавиатур. По принципу действия изобретатель назвал свой инструмент «гидравлюсом», о его механизме мы расскажем отдельно в будущих публикациях. Гидравлюс получил большое распространение, на нём играли в театрах, на общественных праздниках и даже гладиаторских боях.

Римские музыканты, играющие на гидравлюсе и буцине. Мозаика в римской вилле Ненниг (близ Перля), II в. н. э. Фото: wikimedia.org
Римские музыканты, играющие на гидравлюсе и буцине. Мозаика в римской вилле Ненниг (близ Перля), II в. н. э. Фото: wikimedia.org

«Воцерковление» органа связано с ростом влияния христианства в позднем Риме и раннем средневековье. Органы устанавливались во всех церквях и соборах, но игра на них велась только в самые торжественные моменты. В 666 г. н.э. Папа Римский Виталиан постановил исполнять музыку на каждом богослужении, и сегодня мы неразрывно ассоциируем орган с мессой. Инструмент к этому моменту трансформировался в привычную нам форму духового, где воздух проходит через трубы благодаря раздуванию мехов.

Строительство органов повсеместно распространяется на территории современной Италии и в Византийской империи (неожиданно, учитывая их православную традицию). Инструменты становятся постоянным атрибутом богослужений, королевских церемоний и развлечений знати, устанавливаются в соборах, театрах дворцах или частных владениях.

К XIV веку это искусство наиболее полно выражается и обретает собственные традиции в Германии, где формируется новый центр органной музыки. Тогда же устройство инструмента ещё более видоизменяется до знакомого нам сегодня. Если раньше клавиши были шириной 5-7 см, и чтобы нажать такую, нужно было ударять по ней кулаком или локтем, то в XIII-XV вв. мануалы были заменены на более удобные, какие мы видим у клавесина и позже фортепиано.

Орган в Соборе Парижской Богоматери установлен в 1402 году, неоднократно перестраивался. Фото: interessant.ru
Орган в Соборе Парижской Богоматери установлен в 1402 году, неоднократно перестраивался. Фото: interessant.ru

Благодаря предшествующим усовершенствованиям в XV-XVIII веках мы наблюдаем усложнение музыкального рисунка и совершенствование исполнительского мастерства. В этот момент орган это огромный инструмент со множеством регистров, для управления которым изобретают специальный пульт (шпильтиш) — сегодня такой есть у любого органа.

Очередное техническое новшество дало свои плоды — XVIII столетие стало «золотым веком» органа. Это время наиболее известных сегодня композиторов — Баха, Альбиони, де Гриньи. Кстати, сочинители произведений для органа нередко сами же являлись их строителями и изобретателями технических новшеств. Так, отец и братья Иоганна Себастьяна Баха также строили инструменты, сочиняли и исполняли свои произведения.

Орган Церкви Святой Марии в Берлине, на котором исполнял свои произведения Иоганн Себастиан Бах. Фото: most-beauty.com
Орган Церкви Святой Марии в Берлине, на котором исполнял свои произведения Иоганн Себастиан Бах. Фото: most-beauty.com

В XIX веке органостроитель Аристид Кавайе-Колль изобрёл тип органа, который сегодня называют «симфоническим»: наиболее масштабная версия духового органа, дающая наполненное, мощное звучание с выразительными тембрами. Многие выдающееся старинные органы были усовершенствованы мастером, что лишает нас возможности оценить более ранние версии. Но это единственный минус совершенных инструментов Кавайе-Колля.

Портативный электромеханический орган, запатентованный в 1895 году его изобретателем Лоуренсом Хаммондом — не менее важное для развития органной музыки изобретение, чем монументальный симфонический орган, способный заменить целый оркестр. Хаммонд считал, что инструмент будет востребован в небольших церквях, концертных залах и музыкальных школах. Но к этому добавилась неожиданная популярность среди музыкантов-экспериментаторов. Так органное звучание проникло в джаз, а затем в рок-музыку. Орган и рок — отдельная большая тема, которую обязательно раскроем в будущих статьях.

Лоуренс Хаммонд и его электромеханический рояль. Фото: castlerock.ru
Лоуренс Хаммонд и его электромеханический рояль. Фото: castlerock.ru

Главное свойство органа как инструмента — открытый звук, не затухающий после того, как музыкант перестаёт воздействовать на клавишу. У каждой ноты своя труба, звук которой повисает в воздухе и создаёт выразительное музыкальное сфумато. Такой эффект могут давать как механические, так и электронные инструменты. Основные производители музыкальных инструментов сегодня производят и механические, и цифровые версии, качество которых, как правило одинаково высокой. Помимо высокого качества звука, электронный орган позволяет зрителю видеть музыканта, что отвечает современным стандартам исполнения. Именно так проходят наши концерты на сцене Яани Кирик.

Мы будем рассказывать об органе и дальше. Пишите в комментариях, что хотите узнать об органе вы, расскажите, и мы сделаем ваш вопрос темой для следующих постов.

И, конечно, приходите в Яани Кирик 27 сентября. Билеты с возможностью выбрать фиксированное место — тут: classica.spb.ru