Маркетолог. Путь джедая
Дорогие мои доморощенные, новоявленные, вновьобращенные маркетологи. Пишет Вам Алюр Нижегородский- чел, у которого вся жопа в шрамах от этого Вашего маркетинга. Пишу отзыв на жизнь средненького маркетолога, коим и являюсь я со своим агентством.
Я родился в восьмедисятых на краю города, моча рано ударила в голову.
Маркетинг сейчас- это просто краш для всех, кто сейчас только заканчивает свои вузы. Да и вообще, как мне видится рынок вакансий: сейчас спрос только на маникюристок и маркетеров. Мой длиннопост подготовит Ваши неокрепшие умы к брутальной реальности и настоящим маркетинговым правилам.
Как и многие из Вас- после школы я зассал точных и естественно-научных специальностей. Стал гуманитарием и поперся в ВВАГС (это ВУЗ такой, раньше гордо звался Академией госслужбы, а потом обозвался сельхозкой). Вариант не ебстись с уж очень глубоким матаном и другими матерными для моего мозга дисциплинами привел меня на “менеджмент”.Моя мама до сих пор называет этот факультет “языком попиздеть”. Ну я спорить не стал и вгрыззся своей слабой челестной в гранит щадящей науки.
На третьем курсе начали появляться профилирующие предметы, в которые каждый студент по мере подозрения своего жизненного пути начал всасываться активнее. Так как маркетинг показался мне самым разпиздяйским предметом, я выбрал его. Я сделал то же самое, что сделали многие в нашем полку “фрилансеров-неудачников”- выбрал самый легкий путь, чтобы не перетрудиться случаем.
Маркетинг в Российских ВУЗах.
что бы мы ни делали, все равно получается АК-47, или “Авангард”
Ну смотрите: в Российских ВУЗах маркетинга нет, как и в Российском интернете, как и в остальном Российском. У нас охуительная страна, Вы не подумайте. У нас взращивают лучших физиков-ядерщиков, лучших солдат, лучших математиков, лучших кондитеров, лучших КОГО УГОДНО! Но не маркетологов!Страна, которая только недавно закончила распределять госзаказы не привыкла продавать. У нас нет конкуренции как таковой. И нам незачем было упаковывать гвозди.Средний возраст профессорско-преподавательского состава = 50+ Жили они при плановой экономике. Даже если преподаватель- маркетолог, то он не имеет ничего общего с практикой. Только сильный-пресильный монументальный-фундаментальный подход маркетологов из Америки научились вбивать молодым обсосам. Практики- ноль. Это не преподы плохие. Просто страна не имела такой потребности. Все- переучки.
Зубы выкладываю на стол за то, что единственное внятное начало карьеры маркетолога сегодня- это получение классического (светского образования), которое я обсирал выше ВМЕСТЕ с постоянным и ебаническим дополнительным дистанционным обучением.
Интернет маркетинг
Итак, я закончил ВУЗ и понял, что я не зубастый специалист по маркетингу, я милый собеседник. Я не имел никакого понятия об инструментах маркетинга. О финансах, юридической стороне вопроса, о планировании я знал многое. Ну а простой вопрос “где брать клиентов в бизнес?” я бы на тот момент ответил, что надо разработать, проанализировать, собрать фокус-группы, провести ПОСТ-ПЭСТ-ФЭСТ анализ… Короче, не знал я где брать клиентов.
Тот маркетинг, который я изучил в Вузе предполагал, что у меня уже откуда-то есть клиенты 😃
Мое светлое лицо решили не обременять инфой о таких мелочах. Просто я усиленно работал над лояльностью, брэндингом, бэнчмаркингом, стратегиями и прочими штуками. Но никто на моем потоке не задумывался над вопросом, который я сейчас задаю любому своему клиенту: “Все Ваши маркетинг-киты и огромная проработанная стратегия- это пиздато. Клиентов то где брать будем?”
Я не настолько стар и в мою студенческую бытность уже уходили в аналлы: билборды, убогие растяжки и всякая иная “физическая ересь”. Тогда качал Директ, Гугл, и уже умирали тизерные сети. Социалки начинали монетизацию, но реклов у них еще не было в том объеме, чтобы это был массовый инструмент.
Становилось очевидно, что диджитал маркетинг зашел всерьез и надолго. “Отличная” новость для выпускника, который целыми днями разрабатывал мероприятия по сбору фокус-групп и нихуя больше.
Я не нырнул в пучину диджитала в это время, так как мне казалось, что прямые и агрессивные телефонные продажи на тот момент времени принесут больше денег. И не ошибся. Тогда я был сэйлзом и зарабатывал больше, чем мог тратить. Но это длилось не долго, пока подход “коммивояжёров” не заебал всех до смерти.СОВЕТ №1- начинать разбираться в инструментах маркетинга нужно было уже вчера. Но хорошая новость заключается в том, что резерв мест для лучших всегда есть.
Маркетолог: обучение
Я всегда обучался на своих проектах. Вопреки всем рекламным обещаниям моего деканата, меня никто так и не взял на теплую должность какого-нибудь аналитика, или джуниора в отдел маркетинга. В федеральных компаниях такие должности заняты “насосала”, или “папкин маркетолог”. Ваш покорный слуга ни туда и ни сюда, короче. Собственно, как и ты, мой “удачливый читатель”. Почему я знаю это? Да потому что эту длинную статью до сюда мог дочитать только тот, кто реально хочет, но подвязок нет. Иначе бы ты не гуглил “за маркетинг”.
Смиритесь с тем, что никто Вас не пустит в реально действующий маркетинговый проект, если у Вас нет релевантного опыта. Я свой первый опыт получал только на своих проектах. Просто ничего важного и стоящего Вам не предложит рекламодатель и учить Вас никакая частная компания местячкового уровня не будет. Смиритесь) Только к федералам можно пытаться устроиться.Когда мне надо было понять, как работает интернет-реклама я просто начал делать ее для своего проекта на свои деньги, трясущимися ручонками тыкал кнопки. Но когда ты сливаешь свой бюджет- уровень осознанности взлетает до небес.
Вакансии для маркетолога
Вы уже поняли, что умом и большой сообразительностью я не отличался, однако когда мне потребовалось разобраться в Яндекс.Директе, я предусмотрительно устроился в Яндекс, чтобы понять, как эта рекламная площадка работает изнутри и получить навыки работы с инструментом от первоисточника.У меня много постов про Яндекс, его вакансии и лайфхаки о том, как устроиться в Яндекс. Вот это мощная школа!Мне было тяжеловато: в Яндекс я устроился сотрудником по найму спустя много лет работы на себя в роли собственника агентства, после достаточно неплохой управленческой работы в Ростелекоме… Стать обычным сотрудником отдела клиентского сервиса в Яндексе было стремновато, корона жала. Но ниче, поработал. Пол-года оттоптал там удаленщиком ОКСа))) И это было полезно для психического здоровья. Снова вспомнил, что я не Алексей- еби зверей, а Алешка- хренова картошка) Приземляет немного такой опыт, знаете ли)
Исходя из вышеперечисленной отрыжки моего достаточно изощренного опыта можно сделать логичный вывод вывод: “я верю только в твердый и реальный опыт, который можно получить только в полях, разгребая говно руками, получая настоящее ТРУ”
Куда бы я побрел работать по найму, чтобы прокачать скиллы именно в маркетинговых инструментах? Только в компании- первоисточники. Не буду бздеть, что в Гугл, или Фэйсбук можно устроиться изи.Попасть в Гугл на ассесорские должности, или на какие-то проектные истории можно только через подрядчиков в России. На время написания статьи, всяких мелких спецов в России сам Гугл не нанимает, а делегирует это конторам.В Фэйсбук именно в маркетинг из России без реального и мощного опыта и идеального английского тоже не попасть. Поддержка рекламодателей у них не в России. Мелких должностей у нас я тоже не видел.Остаются российские гиганты Яндекс и Майл.
У них огромное количество трафиковых и маркетинговых подразделений, куда без труда можно ворваться на базовые должности (если Вы не брезгуете работой в поддержке)Всякие федеральные компании типа телекоммуникационной большой тройки, сети Магнитов, Пятерочек, X5 ретейла, и иных прям уж очень крупных компаний очень сложно попасть в маркетинг, если Вы не проживаете в большом городе.Как правило, такие департаменты расположены в МСК, СПБ, Казани, Н.Новгороде и других миллионниках. Дело в том, что организационная структура крупного бизнеса старается не дублировать функционал и всю творческую, финансовую, юридическую работу выводит в главные офисы, которые и расположены в крупных городах.Но если Вы проживаете в крупном городе, но не в самом центровом, то скорее всего, там тоже есть Макрорегиональные филиалы, которые хоть немного решают и у них есть хоть какие-то интересные линейные позиции в маркетинге.
Маркетолог: обязанности
Давайте эту главу я “потрачу” на описание функционала фрилансера? Функционал маркетолога в малой компании очень сильно отличается от настоящих должностных инструкций и может ограничиваться оплатой счетов на размещение в местной газете и покупка кофе и воды в кулер.В малом бизнесе маркетологам делать нехер. Собственник малого бизнеса должен быть там маркетологом ровно до выхода на уровень среднего бизнеса. ИМХО.
Фрилансер же, или маркетолог маркетингового агентства имеет хоть какой-то шанс поработать с реальным функционалом. Но будьте готовы к тому, что должность маркетолога извращена в нашей стране! Поймите, что на 90% название должности сегодня предполагает работу с трафиком и с воронками продаж. Нет денег у нашего малого и среднего бизнеса на аналитику, планирование, стратегию. Все будут спрашивать: “директ настраивал?”, “с Инсты лил?”, “СММ могёшь?”.
Буквоешки и споролюбы сейчас мне возразят: начнут цитировать Мескона с основами менеджмента, Котлера с “основами маркетинга”. Но маркетолог в России сейчас отвечает на 2 вопроса:где брать клиентов? че с ними делать? Вроде все просто, всего 2 вопроса. Но если у Вас есть ответ на эти вопросы, который можно конвертировать в полезные действия, а это не просто пиздеж под Луной, то шансы у Вас очень даже.
Просто знайте: есть теоретики, которые красиво говорят, умеют трясти графиками и презентациями в ПДФ и они зарабатывают охрененные деньги. Некоторые даже пишут книги. Таких мест не так уж и много, да и я не научился использовать новомодные словечки с американским акцентом, который подчеркивает мою экспертность.А есть трудяги, которые создают клиентопоток и работают в “реальном сегменте на земле”. Они роют говно руками, они приносят в компанию бабки, но их жизнь далека от красивой картинки, поверьте мне.Как стать волшебным пиздаболом- я не научу, так как сам этому только учусь. Но более приземленными штуками по маркетингу поделиться могу
Маркетолог и его зарплата
Здесь я разделю джуниуров и знатных опытных ебак. Новичок не должен ожидать сильно больше 40К в месяц (я про наемников). Если Вам выделяют маркетинговый бюджет, не заставляют тискать письки и бегать за кофе- у Вас отличная стартовая позиция)))))Опытные ебаки- как по найму, так и фрилансеры- в Центральной России зарабатывают на уровне 60-120К. Да, разбег я описал достаточно большой. Но тут все зависит от того, как Вы презентуете себя, свой опыт. Если Вы не зарабатывали больше 60К- вы побоитесь “залупить” работодателю, 150К, чтобы потом сторговаться на 120К. Это Ваш урок №2
Ну давайте пофантазируем и предположим, что Вы ну очень в себе уверенный и амбициозный маркетолог. Сколько Вы можете поднимать денег в этом случае?Поверьте, я не сторонник дизморала и не любитель демотивировать людей. Но я хочу сохранить себя реалистом, который умеет смотреть на статистику.Больше 200К открытых вакансий маркетологов “средней руки”, а не “топов” я не видел. В МСК иногда такие вакансии всплывают”. Про директоров департаментов молчу, так как это не тема статьи. Там сильно больше.Фрилансера, который не под наркотятиной, который зарабатывал бы больше 200К я тоже не видел. Разовая акция может выстрелить, когда наложились платежи удачно и прилетела такая сумма, чуть больше. Но есть рыночная стоимость услуг, есть объективный расход времени на проект. Вот эти два ограничивающих фактора и не дадут Вам делать больше бабок.Вы смекнете сейчас: “так а че не открыть маркетинговое агентство?” Ох и наговорил бы я Вам гадости на этот счет, да вот уже писал об этом в отдельной статье. )))) Если коротко спойлер: открыть агентство можно и не очень сложно. Но поддерживать его на плаву и развивать…. Энергозатрат настолько дохера, а выхлоп собственника даже очень неплохого агентства не сильно выше дохода знатного ебаки.Ну что? Кого расстроил?
Я хз, чего там Дзен намудрил с редактором, статья криво заливается (( 👇Читать красиво оформленную статью о маркетологе