Начну пожалуй с одной из моих любимых тем - татуировка.
Вообще, по теме "Культура Татуировки" была моя самая первая курсовая работа, ну и плюс я и сам не ровно дышу к данному виду искусства(да искусства, в курсовой я подробно это написал)). У самого есть несколько, но это тема уже для отдельного разговора.
Ну и прошу судить, но не строго, первая проба все таки.
Татуировка относится к числу наиболее старинных обычаев. Однако она не исчезла, несмотря на многовековую критику и осуждение со стороны различных институтов, в большей или меньшей степени воплощающих общественное мнение. Разумеется, есть основательные причины, благодаря которым это явление не только прошло проверку временем, но и претерпело огромные изменения, приспособившись к нуждам и вкусам практически всех слоев общества. Это доказывает, что татуировка есть нечто более значительное, нежели проявлением атавизма. Главная особенность рисунка на теле в том, что он живет вместе со своим обладателем. Татуировки — это способ самовыражения, стиль жизни и, если угодно, вызов обществу. К счастью, отношение к ним изменилось, и они больше не воспринимаются как особая примета, присущая представителям криминального мира. Да и зародилась она в глубокой древности совершенно не для того, чтобы кого-то заклеймить. На данный момент художественные татуировки стали одним из видов искусства.
Тату - термин, заимствованный из полинезийского языка, на таитянском диалекте слово «татау», которое имеет корень «та», означающий «след» или «рисунок» и «ату» - дух. В английский язык это слово ввёл английский путешественник Джеймс Кук. Он использовал его в отчёте о путешествии вокруг света, изданном в 1773 году. До этого татуировка в Европе была способом украшения и идентификации человеческого тела и не имела отдельного названия. Употребляемые до Кука термины порой являлись перенятыми из жаргона или сленга различных общественных групп.
В прошлом на территории Западной Европы татуировки использовались такие обозначния как «signum» и «stigma» — эти слова известны из литературы Древнего Рима. Слово «stygmat» встречается в Библии, например, в Вульгате или в изданной Лютером в 1534 году и обозначает — язва, то есть рана, «grafism» — у Дж. Казановы. «hieroglif» — так писал в «Свадьба Фигаро» Бомарше. Слова «знак», «отпечаток» можно встретить в романе «Отверженные» В. Гюго. Кроме этих терминов до конца XVIII века на территории Западной Европы достаточно обширно употреблялись названия: «вырезанный рисунок» и французский термин «piquage», автором которого был маркиз Л. де Монкальм (1712—1759), лично знакомый с обычаями индейцев Канады того времени. На европейском континенте людей с рисунками на теле чаще всего обозначали словом «раскрашенный» либо «отмеченный пунктиром». Голландцы называли такой процесс «prikschildern» или «stechmalen», что в переводе значит «рисование накалыванием». Англичане использовали слова «punctures» и «punctation», испанцы — «pintados».
После Кука термин «татуировка» в качестве главенствующего был принят не сразу, по отношению к одному и тому же способу украшения тела, у различных народов мира были свои названия. Первоначально слово «татуировка» связывалось с процедурой, выполняемой на Таити.
Постепенно термин «татуировка» распространялся в большинстве европейских стран, адаптируясь к различным языкам и, заполняя нишу в лексике точным обозначением данного слова. Само же понятие «татуировка», которое охватывало уже все разновидности данного явления во всем мире, впервые попало в «Словарь медицины», подготовленный бельгийцем Пьером Нистеном в 1856 году. Затем Эмиль Литтре ввёл его в знаменитый «Словарь французского языка».
Первые татуировки наносили себе на тело ещё первобытные люди. По тем рисункам определялась принадлежность к какому-либо роду, также положение в обществе, победы над врагами, выигранные войны. Татуированный человек считался выносливым и смелым, ибо не каждый способен выдержать столь болезненную процедуру.
Традицию татуировки мы можем проследить с весьма далекого периода. В захоронениях эпохи палеолита обнаруживали минеральные красители и резцы, которые древние люди могли использовать для выполнения как косметических действий, так и для нанесения пещерных рисунков. Также при нахождении захоронений периода раннего палеолита (около 40-14 тысяч лет до н.э.), к примеру в Кро-Маньоне на юго-западе Франции, по обнаруженным скелетам можно предположить, что тела умерших либо посыпали красным красителем, либо расписывали им. Считается, что минералы красного цвета могли символизировать жизнь, поэтому, окрашенные красным умершие в определенном смысле могли участвовать в жизни. Другая же гипотеза утверждает, что уже в те времена красный цвет имел значение сакрума, из этого следует, что окрашивание умершего в красный подчеркивало возвышенный характер обряда погребения.
Одно из первых свидетельств, зафиксированных в письменном источнике, которое касается татуировки, по заявлениям многих исследователей, приведено в Библии. Авторы библейских текстов с осуждением относятся ко всем подобного типа операциям на человеческом теле. Эти тексты имеют огромное значение, так как авторы более поздних веков ссылаются на них, когда борются с современной для них традицией использования татуировки.
«Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем», – написано в книге «Второзаконие» (14, 1).
Изучая памятники Древнего Египта, ученые выяснили, что в том государстве нанесение татуировки могло быть известно уже около 3000 года до н.э. Во время археологических раскопок, проведенных в местности Нагада, были найдены фигурки из слоновой кости, покрытые гравировкой в форме ступенек и другими знаками, которые, возможно, были чем-то вроде современных эскизов татуировки. Более убедительным доказательством того, что в Древнем Египте этот способ украшения тела использовался на практике, является мумия Аменут периода около 2000 года до н.э. Аменут при жизни была жрицей богини Хатор. Тем же периодом датируются куски татуированной человеческой кожи, найденные на одном из многочисленных захоронений на территории Нубии. Заметные на них узоры в форме ромбов были, по мнению ученых, выполнены при помощи той же техники, что и татуировки. В таком случае это были, по-видимому, наиболее древние образцы татуировки на человеческой коже, известные до настоящего времени. Более молодыми, если говорить об их датировке, являются фигуры признанных ливанцами мужчин, увековеченные на гробнице фараона Сети I (около 1318-1304 года до н.э.). Ноги и руки этих фигур украшены различными мотивами, из которых несколько представляют символы богини Неит.
Интересные сведения, касaющиеся данного явлeния в дрeвности, дошли до нaшeго врeмeни благодаря трудaм Геродотa. Историк пишет об одном зaнятном случаe: Гистиаос, тиран Милета, передал тaйную информацию своему зятю Аристагорасу с отпрaвленным им «живым» письмом в видe вытатуированного тeкста на бритой голове нeвольника, который отпрaвился в путь только после того, как у нeго выросли волосы. Гeродот такжe сообщает много информации относитeльно примeнeния татуировки и прижигания тeлa срeди фракийцев. Он считaл, что татуировка у фрaкийцeв должнa былa прeдназначаться для обознaчения высокого происхождeния.
Греки aнтичной эпохи, которые знaли технику тaтyировки, не применяли ее среди свободных грaждан. Эти сомнения yкaзывают на факты, из которых вытекает, что их хроникеры, часто делавшие намеки в сторону встречавшейся у фрaкийцев и других кочевых нaродов татуировки, никогда не yпоминают о тaтyировке среди жителей самой Эллады. О рaспространении тaтyировки yпоминает также греческий геогрaф и путешественник Стрaбон, автор «Геогрaфики».
Благодаря свидетельствам более позднего времени, принадлежащим таким историкам и философам, как Цицерон, Юлий Цезарь, Клаудий, Плиний Старший, Помпоний Мела, Тацит, Марцеллинус Аммианус и другим, мы знаем, что татуировку и разрисовку тела использовали также варварские племена. Эта традиция была распространена у бритов, даков, галов, германцев, пиктов, сарматов и скифов. Согласно Цезарю, Клаyдию и Тацитy, некоторые племенa применяли процедуры по yкрашению телa, среди которых к числу наиболее вероятных относилaсь его разрисовка в религиозных целях, желание просто yкрасить тело или же таким образом yстрашить врага. Даже название некоторых народов, например пиктов, восходит к украшению тела (picti – рисовaть).
В Древней Греции и Древнем Риме существовали обычаи, связанные с идентификацией людей. Беглых рабов татуировали либо метили с помощью разогретых на огне специальных металлических матриц. Hапример, в Риме их метили на лбy тавром с латинской буквой «F».
Татyировка также встречaлась y солдaт римских легионов, иметь ее оружейникам обязывали приказы цезарей западно-римского Хонориyса (384-423 г.г.) и восточноримского Аркадия (377-408 г.г.).
Со времен Древнего Рима известны и имена лекарей-татуировщиков, среди которых самыми знаменитыми были Киннамос, Критон, Эрос и Трифон. В период царствования императора Клаудия его личным врачом был Скрибониус Ларгус, который в своем трактате по медицине один из разделов посвятил проблемам устранения татуировки. По этой причине можно сделать вывод, что явление устранения татуировки практически такое же старое, как и ее нанесение.
Несмотря на неясность функции татуировки у многих древних народов, неопровержимым фактом является то, что находки археологов подтверждают правдивость свидетельств древних летописцев о татуировке и что этот обычай был известен людям с очень давних времен.
Из всего выше сказанного возникает вопрос: когда в Европе появилось стремление отдельных личностей полностью покрыть тело татуировкой и демонстрировать себя публике? До второй половины XIX века сведения о таких людях носили эпизодический характер. Они касались дикарей, привезенных из района Южных морей, а позже – тех европейцев, которые добирались на островов Океании и, живя среди местного населения, тоже захотели нанести татуировки на свое тело, чтобы со временем получить наивысшие почести от вождей и жрецов. К числу наиболее известных европейцев, которые были татуированы жителями островов Океании, принадлежали француз Джозеф Кабри и англичане Эдвард Робертс, Джеймс Ф. 0'Коннелл и Джон Разефорд. Последний 10 лет жил среди маори Новой Зеландии, где приобрел среди прочих татуировок и «моко» – татуировку в виде спирали на лице. Свои впечатления Д.Разефорд описал в книге, которая во многих странах была бестселлером.
Робертс, который после ряда лет, проведенных на островах Южных морей, переселился в Индию и там бесследно исчез. Иначе сложилась судьба Кабри, 0'Коннелла и Разефорда, которые с целью заработать показывали свои густо покрытые татуировкой тела, разъезжая вместе с кочевыми ярмарками чудес пo территории Франции и Англии. Кабри демонстрировал себя в 1817-1822 годах, Разефорд – в начале 30-х годов. Разефорд показал пример для первых, пока еще непрофессиональных европейских татуировщиков. В 1829 году два студента медицины одного из британских университетов Джон Годвин и Джон Саллан были наказаны денежным штрафом в размере 5 фунтов за то, что, применив силу, татуировали 12-летнего мальчика, чтобы представлять его как настоящего маори. 0'Коннелл был первым из татуированных европейцев, который отправился на американский континент и там демонстрировал себя публике.
Чтобы обыкновенное татуированное тело превратить в бизнес, потребовались способности Финеаса Тэйлора Барнума (1810-1891 г.г.) в области рекламы, соавтора (вместе с Д.Бэйли) основ самого большого в мире циркового концерна, специализацией которого был показ публике самых удивительных «выходок природы и искусства». Барнум, мастер мистификаций, указал татуированным их место в мире ярмарок. Среди лилипутов, женщин с бородами, гигантов, женщин без нижней части живота и толстяков татуированный человек стал заметной личностью, а татуировка на теле – профессией. Американский исследователь истории татуировки Альберт Пэрри написал о способностях Барнума: «Он открыл бизнес в татуировке. Каждый музей в целях рекламы был обязан нанять какую-нибудь татуированную девушку с выдуманной биографией, говорящей о том, что ее похитили и покрыли татуировкой.»
Очень известным и таинственным (может, потому и известным) человеком с татуировкой в Европе XIX века был некий Константин, которого также называли «князь Константин», «Капитан Джорджи Травелла», «Татуированный из Бирмы». Сам он утверждал, что сулиот (албанец из Сулы), либо один из диких, дерзких мужчин родом из суровых Балкан. Во время выступлений Константин не прошел мимо возглавляемого Барнумом цирка, в труппе которого выступал несколько сезонов в разное время, всякий раз своим необыкновенным видом вызывая сенсацию. В цирке Барнума Константин зарабатывал 1000 долларов еженедельно и держал при себе спикера, который перед началом каждого публичного выхода, на котором Константин демострировал свою галерею на теле, сообщал собравшимся: «Этот дикий татуированный мужчина всегда поражает всех женщин».
Константин носил на себе 388 татуированных мотивов, в том числе 137 – на нижних конечностях, 52 – на животе, 51 – на левой руке, 50 – на правой, 50 – на грудной клетке, 37 – на спине, 8 – на шее, 2 – на лбу. Рисунки покрывали поверхность практически всего тела за исключением носа и ступней ног. На его коже красовались пантеры, тигры, газели, слоны, змеи, крокодилы, ящерицы, саламандры, жабы, раковины, улитки, орлы, павлины, жемчужины, совы, лебеди, сфинксы, драконы и другие животные и существа мифологического происхождения, фигуры женщин, оружие и т.п. Отдельные фигуры были отмечены большим искусством исполнения. Крылья птиц как бы возносились над телом.
Загадка, касающаяся происхождения Константина, его возраста, когда он показался в Европе, времени и места, где он разукрасил себя многочисленными и разнообразными татуировками, не была разгадана. После многих успехов в 1892 году он внезапно и бесследно исчез. Когда Константина – грека, албанца, турка, сулиота с американским паспортом, по профессии – контрабандиста оружием, искателя золота, пирата и мошенника считали погибшим в Средиземном море, некий человек по имени Фелисьен сообщил в Вене, что этот человеческий феномен, став богатым рантье, отошел от светской жизни и умер в нищете.
Само собой разумеется, что следом за татуированными мужчинами, которые со временем уже не вызывали у публики такого интереса, нательную живопись начали публично представлять и женщины. Первой из них, рискнувшей за деньги демонстрировать покрывавшую все тело татуировку, была американка Ирэна Вудворд, названная «Красавицей Ирэной». С 1890 года на протяжении нескольких лет Ирэна Вудворд выходила к зрителям в Берлине, которые толпами набивалиь в «Паноптикум Кастанса».
Американка вытатуировала на своем теле около 400 отдельных знаков, исполнение которых, по мнению многих знатоков, говорило об «определенном художественном вкусе». К числу наиболее часто встречавшихся на коже «Красавицы Ирэны» мотивов принадлежали бабочки, цветы, индейцы, насекомые, сцены из общественной жизни и т.д.
Hесмотря на ажиотажный интерес публики, пресса того времени оценивала гастролеров неприязненно. Х.Э. Людеке в 1907 году в журнале «Антропофитея» писал, что это были личности «с ущербной психикой, факиры, татуированные сводники, часто мужчины с развитой мускулатурой, при этом хитрые и неустрашимые, чтобы потом своей внешностью возбуждать аудиторию с дурными вкусами».
Однако индустрия развлечений, зарождавшаяся в те годы, мало обращала внимания на подобные оценки и комментарии прессы. Отметим здесь, что ее первыми идолами были и люди с татуировкой на всем теле, о которых здесь рассказано, и многие другие, которые по разным причинам не попали в анналы истории.
Важной датой в истории тату является 1891 год, когда была изобретена электрическая машинка для татуировок, американцем О'Рейли . Однако, на протяжении первой половины ХХ-го века, искусство тату практически не развивалось. Стилистическое разнообразие оставляло желать лучшего, сюжеты были бедны и примитивны.
В 20 веке начался новый виток в развитии искусства татуировки. Первый взлёт моды на нательные рисунки произошел в 50-60е годы. Основой послужили сохранившиеся образцы татуировок разных стран и народов, а новый взгляд молодого поколения и смелость экспериментов внесли свою изюминку в создаваемые рисунки. Стали появляться новые стили и направления, каждый делал рисунки согласно своим желаниям и фантазии.
В это время татуировка стала особенно популярной среди особых групп людей: неформалов и рок-н-рольщиков. Звезды мира музыки также не стали исключением и украсили свои тела рельефными узорами, что вызвало у их поклонников непреодолимое стремление последовать их примеру. Это вызвало ещё один виток моды на татуировки. Стали открываться специальные школы по обучению искусству татуировки, а издатели с радостью отдавали в печать периодические издания и книги на модную тему. Стало ясно, что татуировка заняла свою нишу в жизни людей.
С конца 70х годов стали проводиться фестивали татуировки, их назвали конвенциями. Первая конвенция прошла в 1976 году в Нью-Йорке. Сегодня они проводятся по несколько раз в году в России, Европе и Америке. В нашей стране такие фестивали пока можно наблюдать только в Москве и Санкт — Петербурге. Где бы ни проводились конвенции, они всегда превращаются в большой праздник. Приезжают любители и профессионалы из разных стран, там можно встретить знаменитых мастеров, которые демонстрируют свои работы и посмотреть на рисунки новичков, только принятых в ряды татуировщиков. Здесь можно найти единомышленников и обсудить новые идеи, а также узнать последние новости из мира татуировок. С удовольствием участвуют в таких праздниках и не татуированные местные жители. Для них фестиваль становится необычным праздником.
В последние двадцать лет увлекаться татуировкой стали совершенно разные люди, теперь это не привилегия отдельной профессии или одной социальной группы. Сегодня татуировки носят люди самых разнообразных и неожиданных профессий, самого разного возраста. Звёзды музыки и кино подчеркивают свой стиль и свою индивидуальность, а поклонники безошибочно угадывают кумира уже только по рисункам на теле. Джулия Робертс и Мадонна, Джонни Депп и Кортни Лав предстают пред нами на страницах журналов с татуировками, подчеркивающими их индивидуальность.
На протяжении сотен лет отношение людей к татуировкам менялось от восторженного ликования при их виде до строжайшего запрета на них. До сих пор нет единого мнения по этому вопросу. Кто-то считает, что это издевательство над природой, в общем, и над собой в частности. Сторонники этой точки зрения не признают такие эксперименты над телом и считают обладателей татуировок не слишком высоко развитыми. Другие считают это наилучшей формой самовыражения, как для мастера, делающего рисунок, так и для его будущего носителя. Рисунок можно выбрать из уже существующих шаблонов и эскизов, можно внести в них некоторые изменения, а можно придумать самостоятельно, чтобы он отражал ваш характер, вашу индивидуальность и был всегда узнаваем. Сторонники считают такой рисунок, выбранный по душе, способом заявить о себе.
Всем спасибо за внимание! Надеюсь было интересно, дальше больше!