Если поискать в Интернете, можно найти если не тысячи, то сотни тестов, которые определяют готовность ребенка к школе.
Обеспокоенные родители, наслушавшись о кошмарной школьной программе, заранее начинают присматривать себе хорошие курсы подготовки к школе. Продвинутые хотят, чтобы еще и какая-то методика была особенная, так чтобы прямо гарантию давали, что из ребенка сделают гения. А люди дают гарантию. Им не жалко давать, главное, чтобы денежки платили.
Каждый год ко мне подходят родители с вопросом:
— Он умеет читать, писать и считать. Что еще нужно, чтобы подготовить к школе?
Раньше я отвечала, что гораздо важнее умения читать, писать и считать, развитие таких психических функций, как внимание, память, мышление. Серьезно. Хороший педагог научит ребенка и писать, и читать. А вот заниматься в школе развитием внимания абсолютно некогда. И что тогда получается? Все умеет, но ничего не слышит, все пролетает мимо сознания со свистом. А виноват кто? Учитель, конечно. Деточку ведь на курсах очень хвалили. Сказали, что гений. А тут вдруг такая незадача: умеет читать, писать и считать, но почему-то учиться не получается.
В общем, если бы меня сейчас спросили, как подготовить ребенка к школе, я бы сказала: «Дайте ребенку наиграться!»
И нет, я сейчас не о гаджетах, которые пихают ребенку с рождения. Я о нормальных играх во дворе. С ровесниками, со взрослыми. Между прочим, во многих играх как раз и развиваются все необходимые психические функции.
А если очень хочется развивать ребенка, то это должно происходить в игре и никак иначе! Это такой период в жизни ребенка, когда надо наиграться. Когда ведущий вид деятельности игровой.
Иногда я слышала от родителей:
— Эти курсы подготовишек плохие. Только играют. Вот к репетитору привела, так она так с ним сидела, что у него почерк стал отличный. Вот это я понимаю специалист.
А я считаю этого репетитора плохим. Потому что усадить дошкольника за парту и заставить хорошо писать – это искалечить ребенка. Да, это не голословно. Я встречала детей, у которых случалась истерика, едва они видели ручку. Да, они писали хорошо. Но сначала рыдали минут двадцать. Потому что все надо делать вовремя! И для хорошего почерка нужна мелкая моторика: лепка, конструктор с мелкими деталями, прополка огорода, между прочим, а не парта, ручка и строгий преподаватель. Это требует такой концентрации и усилий от малыша, что потом только нервный срыв.
Ребенка, который не готов к школе, я сейчас вижу сразу. Он приходит в школу с тусклыми глазами, со скучающим выражением лица. Он весь урок смотрит в окно или в сумку, где лежит телефон. Он не может ни на чем сосредоточиться, потому что в мыслях только одно: «Когда же это закончится?!»
А причина в том, что он не готов к учебной деятельности. Он не наигрался. Ему не дали на это времени. Не дали почувствовать жажду знаний, желания стать взрослее, перейти на новый этап. Украли детство бесконечными развивающими занятиями. И, скорее всего, это уже никак не восстановишь. Отобранное детство вернуть очень сложно.
Наверное, опять напишут мне, что статья сумбурная, но я и не претендовала на академический труд. Это моя боль. Опять привели ребенка, которому ничего не хочется, от всего устал. На уроке играет, сосредоточиться не может. Разговариваешь с мамой – страшно недовольна. Все пошли в школу, и мы пошли. Он уже высокий. Он мальчик, ему надо до армии запас времени иметь. Она уже умеет читать, чего еще надо? (Это не от одной мамы я слышу, а обычные отговорки мам, когда им говоришь, что ребенок не готов к школе). Вот это «не готов» почему-то воспринимается как приговор ребенку, как будто учитель враг, который хочет показать, что ребенок тупой. В то время как если бы просто родители никуда не спешили, то и они сами, и ребенок имели бы в тысячу раз меньше проблем.
А как вы относитесь к раннему развитию? Как вы считаете, кто виноват в том, что сейчас дети не хотят в школу?