Найти тему
Сундук и Ко

Лики легенд: волшебница Шалот

"На паутине взмыл паук,

И в трещинах зеркальный круг,

Вскричав "Злой рок!" застыла вдруг,

Леди из Шалота..."

Эти строки Теннисона использованы в качестве эпиграфа к роману Агаты Кристи "Зеркало треснуло". Именно так во времена моей далекой уже юности и состоялось первое знакомство с любимым поэтом королевы Виктории и тематикой средневековых легенд. Никогда недооценивайте влияние массовой литературы, в ней можно обнаружить кучу отсылок на всякие интересности ;)

Итак, Леди Шалот, кто, откуда и какой такой злой рок привел её в смятение чувств? Посмотрим...

Сэр Альфред написал аж две баллады о данном персонаже и в качестве источника использовал сказания "артуровского цикла". Их героиня Элейна из Астолата и ее образ от легенды к легенде очень разнится. Теннисон использовал итальянскую версию предания XIII века, но были и другие.

Например, "Смерть Артура" Мэлори. Содержание перескажу очень грубо и в двух словах. Рыцари собираются на турнир и останавливаются в Астолате. Элейна влюбляется в красавца Ланселота и просит носить ее знак на предстоящих поединках. Он соглашается и дерется как лев, но все-таки зарабатывает серьезное ранение. Элейна безутешна, она ухаживает за ним, проливает слезы и молит небеса об исцелении ненаглядного. И чудо происходит, но чуда не происходит. В смысле Ланселот-то выздоравливает, но чувств Элейн не разделяет и вскоре покидает ее со словами вежливой благодарности. Бедняжка десять суток не есть не пьет и в итоге принимает трагическую смерть от неразделенной любви. Её тело сплавляют по реке в Камелот, ну на этом в общем-то про неё всё.

Наша героиня и неприступный Ланселот, английская художница Элеанор Фортескью-Брикдейл 1911 г.
Наша героиня и неприступный Ланселот, английская художница Элеанор Фортескью-Брикдейл 1911 г.
Что тут сказать? Не то чтобы не интересно, но особо не цепляет. Этот сражался, эта ухаживала и страдала, в общем-то все довольно обыденно и могло происходить и наверняка происходило с кем-нибудь в реальной жизни. Без каких либо лихих поворотов сюжета.

Теннисон же перерабатывает другой вариант легенды предавая ему невероятную лиричность и глубину. Вообще читайте больше поэтов, то у них в последнее время репутация каких-то депрессивно-слезливых нытиков, а это очень не справедливо.

Какой же рисует леди Элейну Теннисон?

Во-первых он называет ее волшебницей, околдованной и околдовывающей. Не ведьмой над котлом и не магессой с волшебной палочкой наперевес, а тут скорее самое близкое русское слово "чаровница". Крестьяне в определённое время могут слышать, летящую к ним из башни, завораживающую песнь. А хороший репертуар в сочетании с грамотным исполнением это уже самое настоящее колдовство ;)

Во-вторых она жертва проклятия, автор не конкретизирует его природу и причину получения, ограничиваясь коротким "грозит безвестная беда". Интрига бешенная, правда?

И что же делает наша героиня чтобы избежать незнамо чего, но определенно очень и очень зловещего?!

Ткет и смотрит в зеркало заменяющее ей любой контакт с внешним миром. По принципу акына, что вижу в зеркале, то и переношу на бесконечный гобелен.

Волшебница за работой, английская художница Элеанор Фортескью-Брикдейл 1913 г
Волшебница за работой, английская художница Элеанор Фортескью-Брикдейл 1913 г

Тут отмечу пару деталей и обращусь в образу добропорядочной средневековой женщины.

Знаете, для меня долгое время оставалось загадкой, почему они все время занимаются всяким рукоделием. Нет, ну правда! Зачем? И что потом делают с плодами своих трудов, устраивают персональную выставку, или ярмарку-распродажу?! Я еще понимаю античные мойры, богини судьбы, но те хотя бы пряли свои роковые нити над которыми не властны даже бессмертные и всемогущие боги. А дочерям верхушки средневекового общества для чего это все нужно? И еще почему в легендах нет-нет да встречаются зеркала в качестве своеобразного окна в реальность? Предположений на этот счет куча, но я озвучу те, что кажущиеся мне логичными.

Про рукоделие.

Считалось что девушка, даже самых голубых кровей, должна быть готова к любому повороту своей судьбы и встретить ее во всеоружии, поэтому надобно обучить ее всевозможным женским премудростям!

Тут, конечно, можно поспорить, если хочешь чтобы дочь была подготовлена к чему угодно, либо запасай для нее могильный камень, либо учи обрабатывать землю, страны того времени сплошь аграрные! Ну вот чем ей, в лихую годину, поможет навык безупречной вышивки?! Но современному человеку вообще сложно понять людей тех времен...

Впрочем, была еще одна не менее весомая причина, почему женщины должны быть заняты соответствующей их статусу работой. Время в которое живем мы с вами, это эпоха нюансов, когда принято долго и витиевато обсуждать "что такое хорошо и что такое плохо". При каких условиях и в каком разрезе. В средневековье же всех врагов знали в лицо. И одним из них, очень сильным и очень коварным была Праздность! Праздность - однозначно плохо и никаких но! Ее лучше не допускать ибо рождает грешные мысли и не менее грешные желания и мечты. Так что вперед, к монотонной и не очень то нужной обществу работе. КПД тут не важен, главное занятость. Ну и готовый гобелен может спасти от какого нибудь очередного артрита в продуваемом всеми ветрами замке...

Про зеркала.

С зеркалами мотив схожий. Не смотри по сторонам дабы не размечтаться о лишнем и недоступном. И идеале вообще даже в окошко не глазей, вот тебе зеркальце, на себя любуйся, но опять же не засматривайся. Я, разумеется утрирую, но предписание по возможности не подходить лишний раз к окнам все-таки было. Не достойно это. Еще и любопытной можно прослыть до кучи, что тоже не хорошо.

Но я опять много болтаю. Кстати, болтливость женщин так же совсем не поощрялась и не вязалась с образом добропорядочных дам, про которых я обязательно сделаю отдельную статью, где перечислю все достоинства которыми они должны обладать. Так что подписывайтесь ;)

А пока вернемся к Элейне леди Шалот...

Ее жизнь отличается завидным постоянством, которого так не хватает очень многим и мне лично! Напомню, она ткет и рассматривает мир в волшебное зеркало, ну и временами радует простой люд своими шлягерами! Её род занятий приемлем и проклятье не спешит исполнится. Но кто способен уследить за мыслями? Они лучшая лазейка для греха!

В средневековье преступные мысли были с точки зрения духовенства страшнее преступных действий. Действия они что, вот голодает у тебя семья, ты пошел и от отчаянья, особо не таясь, грабанул соседа. Преступление? Конечно! Но под влиянием момента, от безысходности. А вот если ты, при прочих равных, сидишь и думаешь, как бы половчее у этого же самого соседа чего украсть, да так чтобы не попасться, это уже совсем другой уровень греха. Поэтому на исповедях каялись и в нечестивых помыслах, не обязательно сексуального характера. Блин, я сегодня закончу отвлекаться?!

Но что же конкретно видит наша леди? Её башня стоит на пути в Камелот и туда со всех сторон стекаются люди. Город эпицентр активной жизни, что тогда, что сейчас. И в один момент, да, появляется Ланселот и ослепляет её настолько, что она бросается к окну, чтобы просто на него посмотреть. И...

Порвалась ткань с игрой огня,

Разбилось зеркало, звеня,

«Беда! Проклятье ждёт меня!» —

Воскликнула Шалот.

И все, механизм роковых событий запущен и никаких тебе "подождите, это была ошибка" или "это не то, что вы думаете"! Процесс мгновенный и необратимый. Справедливости ради, стоит отметить, что леди Шалот и не нужны оправдания, она не жалеет о случившимся. Наоборот выбирается из башни, находит ладью и отправляется на ней в Камелот. Туда куда удалился столь впечатливший её объект. Вперед и с песней. В буквальном смысле. Но оказавшись в пункте назначения Элейна умирает и ее волшебный голос умолкает навсегда.

Элейна плывет в Камелот. Самая знаменитая картина изображающая этот сюжет. Художник  Джон Уи́льям Уо́терхаус
Элейна плывет в Камелот. Самая знаменитая картина изображающая этот сюжет. Художник Джон Уи́льям Уо́терхаус
Любопытная деталь, ее приводит не только Теннисон, но и самые ранние версии легенды. Спустившись к реке Леди Шалот начертала на борту ладьи свое имя не забыв прибавить "волшебница". Думаю это произошло неким магическим способом, но важно не это. Когда горожане находят ее бездыханное тело, ни у кого не возникает особых проблем чтобы прочесть надпись. Это к вопросу о дремучем средневековье не знающем ни чтения ни письма.

Но что же дальше? Ладью находят у городских стен. Народ толпится и любопытствует. Видит мертвую красавицу и Ланселот. И если толпа насторожена и взбудоражена и смотрит на умершую с оттенком недоброжелательности, то отважный рыцарь добр к ней...

Подумав, молвил, не спеша:

«Лицом, как ангел, хороша,

Да упокоится душа

Волшебницы Шалот!».

Теннисон на этом заканчивает свою балладу, но я позволю себе еще один вывод наблюдение: славные воители из легенд вообще склонны проявлять благородство, когда откровенно говоря, уже поздно ;)

Уф! У меня всё! Спасибо если сумели осилить!

Заходите в гости на мой канал и помните...

"История учит только тому, что ничему не учит!" (с)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц