Страхование. Люди недооценивают этот инструмент с точки зрения пользы и переоценивают с точки зрения расходов. Когда я рассказываю, сколько стоит защититься от тех или иных рисков, как минимум половина собеседников удивляется: «А что так дешево? Я думал, дороже».
Некоторые люди переживают, что при общем форс-мажоре страхование может не сработать. Спорно... Для параноиков (а параноики, как известно, живут дольше), есть, например, страхование жизни, в котором предусмотрена «смерть по любой причине», неважно, новая болезнь или старая. У большинства компаний есть договора с такой опцией.
У Насима Талеба, автора теории «черных лебедей», есть вторая книга — «Антихрупкость». Она описывает, как себя вести, когда сталкиваешься с «черным лебедем» и заранее, на берегу, выстраивать свою жизнь с учетом того, что время от времени он появляется.
Коронавирус и карантин, по моему мнению, классический «черный лебедь». Всё это теоретически можно было предвидеть, особенно задним числом. Когда «черный лебедь» прилетает, ты думаешь: «Конечно, этого и стоило ожидать!»
В современной истории России эпидемии уже случались — холера, чума, но они возникали локально, и их достаточно быстро останавливали. И тогда у нас не было общего со всей планетой информационного поля.
Я считаю, что реальная опасность этой проблемы сильно преувеличена, вмешалась политика, и когда разворачивается такая многофакторная история, она реально становится непредсказуемой. Был же птичий, свиной грипп, но до карантинов не доходило. Сейчас каждое правительство попутно, пользуясь случаем, решает свои задачи и обкатывать какие-то технологии. Мы давно говорили: «Цифровизация, цифровизация…». И вот, пожалуйста, большинство на удаленке и идёт скачкообразная цифровизация общества.
Можно ли было всё учесть и предусмотреть? Интересный вопрос. Вот, например, считалось, что поскольку люди всегда хотят есть, то сфера питания — беспроигрышный вариант. И смотрите, какие проблемы сейчас испытывают рестораторы. До этого момента казалось — вечный бизнес. Правда, торговля продуктами процветает. Одна отрасль, но одним плохо, а вторые «на коне». Или вот курьеры — самый угнетаемый сегмент, к которым было пренебрежительное отношение. А сейчас, опять же, логистика и курьеры, IT-отрасль в выигрыше.
Посмотрите, как взлетели акции Zoom! Год назад у него было 10-15 млн пользователей, а весной уже 200 млн.(прирост за 2 месяца). За лето появились аналогичные сервисы на других платформах. Конечно, такие вещи непредсказуемы, здесь есть элемент везения и невезения.
Кто-то из тех, кто переживёт эту пандемию, сделает выводы, кто-то нет. Одни перестроят свой бизнес под подобных «черных лебедей» в будущем, а другие подумают: «Ну все, прошло и прошло, будем жить по-старому». Для кого-то кризис беда, а для кого-то — время возможностей. Всё индивидуально.
Я смотрю на такие истории как на время возможностей — просто так решил. После кризиса 2008-го, я сказал себе: «У меня больше кризисов нет, это время возможностей, независимо от того, что происходит». Когда что-то меняется, я сразу переключаю свой разум в другой режим и начинаю эти возможности искать. Старое перестало работать — ок, значит закрыли эту страницу и смотрим куда идти дальше.
Призываю шире смотреть вокруг, искать новые варианты и возможности, о которых раньше не задумывались и которые проявились, благодаря форс-мажору. Так же ищите новое применение старых инструментов. Всегда можно найти сбалансированное решение по критерию цена-качество и по набору применяемых инструментов — страховые, финансовые, организационные, психологические и пр.
С удовольствием готов консультировать и дискутировать на эти темы – приглашаю!