Найти тему
Финансовая газета

Как преодолеть кризисный шок

Пандемия стала серьезной угрозой московскому бизнесу: падение в некоторых отраслях (например, event-индустрии и фитнес-сферы) составило 80–90%. После снятия режима ограничительных мер сработал механизм отложенного спроса, однако очевидно, что нужно продолжить системную поддержку бизнеса и поиск новых «точек роста».

В марте – апреле инициативы касались всей линии поддержки, и прежде всего включения новых отраслей в список пострадавших индустрий.

Среди самых востребованных мер, по которым бизнес направлял инициативы в аппарат уполномоченного и по которым предприниматели дали обратную связь, – отсрочка срока авансовых платежей, освобождение от уплаты арендных платежей, льготные кредиты молодым компаниям, субсидирование процентной ставки до 6% годовых по ранее взятым кредитам и субсидирование продвижения товаров онлайн при помощи торговых площадок.

В процессе постоянной коммуникации с бизнесом и в обсуждениях с рабочими группами появляются идеи для поиска новых «точек роста». Каковы они на сегодня?

Со стороны бизнеса есть запрос о необходимости адаптации и переноса в плоскость малого и среднего предпринимательства механизмов, связанных с поощрением инвестиций.

В их числе механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) для содействия крупным частным инвестпроектам, в рамках которого с июля 2020 года предоставляется возможность компенсации расходов на инфраструктуру, а также затрат на уплату части процентов по кредитам и займам, полученным для ее создания, в объеме поступающих налогов. Если механизм заработает, то, к примеру, 1000 новых «средних» инвесторов по 2 милиларда рублей могли бы увеличить поток инвестиций на 2 триллиона рублей.

Также бизнес предлагает изменить условия применения УСН:

• снять ограничение по применению УСН по численности сотрудников предприятия (сейчас один из критериев для перехода на УСН – численность штата в пределах 100 человек);

• поднять ограничение по лимиту по доходам до 800 миллионов рублей (сейчас это ограничение равно 150 миллионам рублей).

Отмечу, что новые вызовы в период постпандемии требуют профильных знаний, профессиональной защиты и полного погружения в оперативное информационное поле. Сегодня нужны новые инструменты по защите бизнеса. Например, медиация. Расскажу на примере работы нашего Центра примирительных процедур (Центр медиации). Задача центра – служить альтернативной суду процедурой урегулирования споров, позволяющей сторонам избегать значительных издержек. С точки зрения законодательства медиативное соглашение – это гражданско-правовая сделка с гарантиями исполнения соглашений.

Медиация сегодня может быть востребованна в нескольких сферах. Приведу их в порядке убывания:

• банковская сфера (причина – высокая закредитованность бизнеса);

• арендный бизнес в офисной и торговой недвижимости (споры между арендатором и владельцем недвижимости);

• торговый ритейл (срыв поставок и несоблюдение договоров);

• коммерческие закупки;

• оптовые продажи.

Бизнес ожидает отсроченный результат пандемии в виде роста числа конфликтов и споров между предпринимателями. Гибкость процедуры медиации сможет снизить градус накала конфликта, привести стороны к соглашению и, как следствие, снизить общую нагрузку на суды.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц