ЧАСТЬ 2. ЗАКАТ И ВОСХОД ВОСТОКА
«Не в силе Бог, но в правде», «Надо крепить оборону на Западе,
а друзей искать на Востоке» Св. князь Александр Невский (1221 – 1263 гг.)
Одной из целей нашего экскурса в Историю является демонстрация сил, вызвавших и, одновременно с этим, проявившихся в период окончания формирования современных народов (наций). Чтобы показать их механизм и встраивание в процессы развития человеческой цивилизации.
Данная цель была выбрана не случайно.
Во-первых, приведенные исторические примеры, сами привели нас к этой цели, так как глубинные причины, заложенные в мотивации самих участников исторических процессов, после применения несложного логического анализа, показывают их информационную природу. А нас прежде всего интересует Информация.
Во-вторых, абсолютно любой мыслительный процесс (а анализ – это действие по осмыслению) предполагает определение мотивации изучаемого объекта. При одновременном осознании своей собственной цели, как субъекта изучения того или иного явления. Без этого невозможно быстро и адекватно выбирать существенные причины (этого требует механизм применения закона «20/80»). Под такой собственной мотивацией (контекстной / предметной целью) мы выбрали нахождение непротиворечивой версии (обоснованного прогноза), раскрывающей взаимосвязи между целью исследуемого объекта, способами достижения этой цели и результатами применения этих способов. На предпоследнем этапе полученные результаты действий объекта, сопоставляются с заявленной целью, интересующего нас объекта. Выявленные противоречия, используются для раскрытия истинных целей («истинного лица»), которые в свою очередь должны быть соотнесены с каким-то Сверх перспективным критерием.
В принципе, на этом можно было и закончить. Если бы не одно обстоятельство. Мы ведь договорились вести чистосердечное общение. И не в наших правилах «возбуждать разум и чувства без насыщения» или предложить «червивое яблоко».
Это представляется сложным? Далее будет показано, что предложенный инструмент осмысления основан на здравом смысле в силу вещей, и имеет теоретическое обоснование с возможностью универсального практического применения. Но это требует «проникновения в суть» Информации.
Таким образом, мы подошли к двойственной природе Информации. Пока просто зафиксируем это. И продолжим наш исторический экскурс.
Византия. Какие героические и, вместе с тем, ужасные дела вплетены в историю этой империи второго Рима? Трудный и возвышенный, духовными устремлениями, путь восхождения Византии, оборванный самими носителями выродившихся устремлений (или наоборот?) привлекал, и будет привлекать, внимание народов, стран и Человека. Подробное описание этого пути не входит в нашу задачу (См.: Дэвид Т. Райс «Византийцы», Лев Диакон «История», данные с сайта Byzantium.ru). Сконцентрируемся на главном, в силу вещей.
Формирование византийского этноса было предопределено появлением христианства, как открытой религии и готовностью греко-фракийцев, греко-римлян и армян, а с 8 века и славян ее воспринять. Такое восприятие обязано, в первую очередь эффекту «накладывания» христианских ценностей на древнегреческую философию, в особенности Платона. Подтверждением данной мысли являются изречения Блаженного Августина, Иоанна Дамаскина и многих других христианских авторитетов, наследие которых легло в основу христианского миропонимания. А главное, это актуализировало, развило и укрепило христианские идеи. Можно сказать, что религия была совмещена с наукой того времени, и пока наука развивалась медленно противоречий не было, то есть разрыва между наукой и религиозными догмами. Но в этих противоречиях, особенно резко оголенных в эпоху ренессанса (с 16 века, Галилео Галилей, Коперник) надо винить не науку, а ее слишком медленное развитие. Звучит нелепо? Мы видим здесь явные противоречия? Они устраняются, причем легко и непринужденно. Всему свое время.
Давайте посмотрим, какие действия предпринимал складывающийся этнос византийцев в период своего становления. Это необходимо для понимания его мотивации. Из всех действий, предлагаемых нам историей, мы возьмем только такие действия, которые проявлялись постоянно на протяжении всей византийской жизни и внесли наиболее значимый вклад, как для самого Византийского государства, так и для соседних и будущих человеческих культур. То есть определили и обозначили вектор направления развития. Доказывать, что именно такие действия порождены глубинной мотивацией народа (этноса) и, одновременно, характеризуют эту мотивацию, мы больше не будем. Пусть тот, кто в этом нуждается, это делает. Может быть это его хлеб.
Формальная история Византии начинается с 4 века и заканчивается в 15 веке, вместе с падением Константинополя. Существует гипотеза, что первые императоры, «легализовавшие» христианство, заметили необычайную стойкость и верность воинов-христиан, по сравнению с воинами-нехристианами. И данное обстоятельство, естественно, было использовано «по полной». Доказательство этой гипотезы, хоть и не входит напрямую в нашу тему, но в силу его простоты и показательности будет приведено.
Уточним обстоятельства, сложившиеся к 4 веку. Только-только был закончен период кровавых расправ с христианами. Постоянные пытки, издевательство, казни и погромы выдавили из среды христиан всех почитателей «золотого тельца», предательства, зависти, гордыни и властолюбия. Христианские общины представляли собой братские объединения, то есть объединения духовно родственных людей. Сплоченных и твердо уверенных в своей правоте. Все эти обстоятельства привели к появлению феномена Мужества.
Суть, мужества рождается «сплавом» осознанного смирения перед необходимостью и любовью к Жизни. Первой частью этого сплава есть не самоуничижение, а уважение силы непреодолимых обстоятельств, желание их понять, проникнуть в их суть, и не испугаться этой сути (свой долг тоже относится к этим обстоятельствам). Вторая часть проявляется в передаче своей судьбы этим обстоятельствам (жертвенность). То есть они преодолели земной страх! И освободившись от земного страха, эти люди стали для других Сверх людьми. А все части вместе, при глубоком их осознании (глубина может быть и простимулирована по-разному), дает принципиально отличный эффект от взятых по отдельности частей.
Теперь, сопоставив появление новых жизнеспособных консорций с потребностями погибающего государства, получаем что «выход обратился во вход».
Показательность приведенного доказательства заключается в том, что такие Сверх люди и были генераторами основных процессов Византии. Чтобы не дать оснований для обвинения в голословности, подтвердим это историческими фактами.
Факт первый. Деятельность святых Кирилла и Мефодия. Их направило правительство Византии по просьбе князей Чехии для «очищения веры». Для усиления понимания такого факта, вводим уточнение о двойственном отношении к их деятельности, подданных папы Римского. Данная двойственность проявлялась то в разрешении исполнять обряды и проповеди на славянском языке и даже в официальных угрозах тем, кто будет этому препятствовать. То в запрете сначала богослужений, а потом и проповедей на славянском языке. Германские епископы, так те просто хотели братьев погубить. Речь идет о проповедях и наставнической деятельности равноапостольных Кирилла и Мефодия в Чехии. Результатами, которой явилось славянская письменность и обращение в христианство многих неверующих и язычников Центральной Европы и на Балканах. Славянский язык, по мнению большинства современных лингвистов, был до 11 века единым языком. Братья успешно участвовали и в богословских диспутах. Примером может служить их посещение Хазарского каганата. Единственной в истории страны, большинство населения которой не было евреями, а господствующая религия – иудаизм (О Хазарии см. – Л.Н. Гумилев «Тысячелетие вокруг Каспия»). Несмотря на все лишения и трудности (их унижали, бросали в темницы) братья оставили после себя более 200 учеников и вошли в память очень многих поколений славянских народов. Хотя поляки могут и возразить.
Для справедливости, хотелось бы найти аналогичный пример католического влияния. Ну, например, создания письменности для шотландцев, или ирландцев, или может для венгров. Ну, венгры-то были достойны своей азбуки или нет? Таких примеров нет, пока нет. Деятельность католиков отличалась эффективностью, в основе которой лежал практицизм, сравните с «ничего личного, только бизнес», «время – деньги» или «Боливар не вынесет двоих» (О. Генри). А практицизм всегда идет по пути упрощения системы. Простая система – удобна в управлении, это подтвердит любой специалист в области управления системами. Хотя это и так ясно. А включение в суперэтнос народа со Своей культурой (искусственной средой обитания) это уже сложная система. Проще упростить культуру, чем уничтожить народ. И пример подавления Гуситского движения это доказывает. Намного проще дать уже «переваренную», освоенную основной частью суперэтноса веру, чем подстраивать свою Великую систему под чужую «системку». Помните: «съел и готово», «три в одном флаконе»? Западная цивилизация – не суперэтнос? Действительно, там же напрочь отсутствует преемственность с историей, там нет ничего общего, ценности у них всех разные, и Вольтера с его свободами там никто не вспоминает. А еще там многонациональных империй не было, нет общей искусственной среды, и международных корпораций нет, и кризиса никакого нет. А о культуре, потребительском обществе можно и не вспоминать.
Неужели добровольно подписанные грамоты на зеленой бумаге к этому приводят? Но тогда на грамотах – изображены, кто? Да, там бесы. И это не фигура речи, в результате несправедливого распределения мирового богатства и ограбления миллиардов людей вся боль человечества, все его страдания сконцентрированы в этих зеленых грамотах диавола, это произошло в Силу Вещей, и эта отрицательная энергия порабощает человека, делая его неспособным любить Бога Живого, и превращает человека в раба отца лжи.
Факт второй. В первой части этой главы были показаны многочисленные примеры, сопровождавшие деятельность становления западноевропейских народов. Мы постоянно слышим, что есть некие «общечеловеческие ценности», основой которых есть «толерантность» и «соблюдение прав человека». Носителями этих ценностей, естественно, выступает Западная цивилизация. Но тогда, в силу здравого смысла, и только в силу него одного, аналогичные примеры должны сопровождать становление византийского этноса как, впрочем, и любого другого народа (этноса) Ведь «общечеловеческие ценности» есть, значит, предполагается схожесть исторического развития. В противном случае существование общечеловеческих ценностей можно и нужно подвергнуть глубокому осмыслению. Действительно, если мы взяли одну точку отсчета – начало экспансии народа (этноса), уточняем - фазу взросления. И этногенез – есть наука, а не фантазия его основоположника, тогда такие примеры будут не просто изобиловать, мы устанем их обнаруживать. А обнаружив, будем стыдиться своего прошлого, и уповать на просвещенный разумом Запад, который старше нас и уже преодолел в себе «низменные» черты. Это очень существенный аспект. И мы обязательно к нему вернемся.
По этногенезу. В силу того, что этногенез:
- Историю народов (этносов) рассматривает как динамический процесс. Где исторический процесс народа имеет рождение, взросление, адаптацию (надлом) и развитие, старение и смерть. То есть предлагает гипотезу (теорию, непротиворечивую версию) объяснения развития системы во времени и пространстве.
- Учитывает открытость для внешних воздействий на этот процесс и этого процесса - во вне. То есть система (процесс развития общности людей) признается открытой.
- Выводит закономерности развития рассматриваемых систем (народ – это система), многократно подтвержденных историческими фактами.
Предложенная гипотеза (модель) адекватна реальности и является отображением исследуемой (моделируемой) системы.
Все это совершенно очевидным образом демонстрирует научность этногенеза. Дополнительно см. В.С. Соловьев (русский философ конца 19 века).
Фаза взросления византийцев соответствует 4-5 векам. Если учитывать мнение основоположника этногенеза (Л.Н. Гумилева), считавшего время формирование византийцев соответствующим распространению христианства в Сирии, Малой Азии, Греции и Египте, то есть конец 1-го – начало 2 века. Начало 2-го века это как раз время формирования тех самых общин сверх людей.
Давайте возьмем период с середины 4 по середину 7 века и посмотрим на результаты, вышедшего на историческую арену нового народа – византийцев. Они, по логике, должны быть похожи на результаты, которые мы увидели в 12 – 15 веках в Западной Европе. Конец периода ограничен 7 веком, специально по двум причинам. Во-первых, указанный период составляет 300 лет, и поэтому включает в себя фазу развития (начало экспансии) византийцев. Во-вторых, середина 7 века – это момент появления нового суперэтноса – мусульманского, и взаимодействие этих суперэтносов мы разберем отдельно. Для удобства будем рассматривать, интересующий нас период в разрезе отдельных стран или их групп:
1. Ядро Второго Рима – это Греция, Малая Азия, Сирия. Народы, проживавшие на этой территории и включенные в формирование нового народа (суперэтноса): греки, армяне, лазы (родственные современным грузинам племена), фракийцы, ассирийцы (сиро-халдеи – древняя народность, использующая арамейский язык), финикийцы (первые известные мореплаватели и основатели Карфагена). Все эти и другие народы, проживающие в ядре новой империи, образовали византийский суперэтнос, добровольно и естественно восприняв христианскую культуру. Богослужения и проповеди проходили на трех языках: греческом, латыни и древнем арамейском (еврейском). Знаменитые богословы, подобные св. Августину, адаптировали христианство к греческой философии, понятной всем мало-мальски образованным людям того времени. Нужно сказать, что греческий язык понимали почти все, он был языком межнационального общения со времен Александра Македонского. А древний арамейский – был родным не только для многих евреев, там проживавших, но и для ассирийцев и финикийцев. Это образование происходило в одно время, с 3-го – по 5-ый века, и никакого насилия в отношении этих народов со стороны греко-римлян или правительства Византии история не знает. Важно отметить, что, несмотря на многонациональность новой общности, национальный вопрос там не стоял вообще. Может быть, было плохо армянам? Достаточно ознакомиться с «Историей» Льва Диакона, описавшего эпоху 9 – начала 11 веков. Лев Диакон был не просто добросовестным писцом, он владел информацией. Достаточно упомянуть тот факт, что он занимал официальный пост в канцелярии императора. Как возможно плохо себя чувствовать, если представители твоей народности возглавляют империю? Ведь Македонская династия (867—1057 гг.) происходила из этнических армян. А кто составил имперское купечество? Снова армяне совместно с греками, причем, настолько в этом преуспели (греки лидировали, но конкуренции с армянами у них не было), что представители еврейской диаспоры не могли с ними конкурировать. И в дальнейшем очень многие из них добровольно переселились в Германию и Ирак, а из Ирака в Хазарию на Волгу и в Кордовский халифат (см. Л.Н. Гумилев «Древняя Русь и Великая Степь», «Тысячелетие вокруг Каспия»). Там на Волге эти переселенцы контролировали почти всю торговлю по Каспийскому морю. Хорошо, но ведь могло быть, что письменные источники о репрессиях или геноциде византийцев не сохранились? Кто-то их, например, уничтожил.
Давайте не предвзято рассмотрим эту версию.
Для репрессий в отношении других человеческих общностей, должны существовать очень веские причины, приводящие к неразрешимым конфликтам. Такими причинами могут быть:
- невозможность воспринять навязываемую культуру и систему ценностей, то есть неприязнь или «отрицательная коплиментарность» на культурном уровне (например: албанцы и сербы, азербайджанцы и армяне, формирующиеся французы и провансальцы);
- глубокая личная (на уровне народа) враждебность, вызванная, например: предательством и пренебрежением, надругательством над духовными ценностями и святынями (аналог – шоковое состояние у глубоко оскорбленного человека);
- совершение проступка, забыть о котором невозможно и имеющего очень сильное воздействие (аналог – Освенцим – тот же шок).
А уже скрыть хотя бы одну такую причину невозможно, так она была бы отражена и у соседей.
И где хоть одна такая причина? Условий для возникновения острых конфликтов, на основании «навязывания» своей культуры, не было и не могло быть, это мы уже осмыслили. С остальными причинами не все так просто.
Значит глубокая личная неприязнь или проступок, приведший к шоковому состоянию. Возникает ассоциация с еврейским вопросом в Испании 13 – 16 веков. Данный вопрос привел нас к одной строго недоказанной версии, объясняющей антисемитизм кастильцев и арагонцев. А что бы мы сделали с теми, кто на протяжении 200 лет (да хотя бы 1 года) участвовал в работорговле в отношении наших братьев? Ответ находится в истории. Это взятие Казани войском Ивана Грозного. Причем геноцида и даже изгонения в отношении подавляющего числа мусульман не было, а русских рабов там сколько было? См. К. Валишевский «Иван Грозный». А взятие Крыма? Где репрессии? Просто из любопытства, а что сделают американцы с народом, который будет, хотя бы в течении десяти дней перепродавать их соотечественников, не 4 миллиона, а хоть 4000 человек? Зная, что они сделали с Вьетнамом, вообще, не понятно за что. С таким народом можно проститься, навсегда. Если этот НАРОД позволит это с собой сделать. Но и фактов подтверждающих такую неприязнь византийцев в отношении целого народа неизвестно. Византийская империя того времени была рабовладельческим государством, как и ее «развитые» современники и Западная Римская, и Персия, и Индия с Китаем.
Продолжение следует...
предыдущая глава (германцы и англо-саксы)