Продолжая тему любовных треугольников, поговорим о запутанных отношениях творческих личностей — поэтов, художников, композиторов.
1. Николай Некрасов — Авдотья Панаева — Иван Панаев
Авдотья Панаева, дочь актера, по стопам отца не пошла, а стала женой писателя Ивана Панаева и хозяйкой популярного литературного салона. Несмотря на красоту Авдотьи, о которой даже упоминал в своих воспоминаниях Александр Дюма (а он в этом деле был знаток и ценитель), муж был ей неверен и гулял от неё направо и налево.
Авдотья Яковлевна поначалу терпеливо хранила верность супругу, влюбленного в неё Достоевского отвергла, и молодого поэта Николая Некрасова тоже отвергла, причем с такой решительностью, что бедный юноша чуть было не наложил на себя руки.
Но вскоре, во время совместного путешествия супругов с Некрасовым, Авдотья Яковлевна всё-таки поняла, что влюбилась в поэта, открыла ему свое сердце… и дверь своего дома.
Некрасов поселился вместе с Авдотьей и её мужем, и эта жизнь втроем, конечно, стала самой обсуждаемой темой светских сплетен. Говорили (и в общем-то справедливо), что Некрасов живет в чужом доме и любит чужую жену.
Иван Панаев и Некрасов вместе работали над журналом «Современник», а в перерывах поэт устраивал писателю скандалы и сцены ревности.
Этот странный союз длился 16 лет, до самой смерти Ивана Панаева, после которой Авдотья ушла от Некрасова и вскоре вышла замуж во второй раз.
Некрасов же, пережив роман с француженкой, и женившись в 48 лет на 23-летней девушке, до конца своих дней помнил Авдотью Панаеву, которой посвятил свои лучшие строки — знаменитый «Панаевский цикл» страстных любовных стихов.
2. Екатерина Керн — Михаил Глинка — Мария Глинка
В 1835 году Михаил Глинка женился на Марии Ивановой. Брак был не слишком удачным — Мария оказалось вздорной и расточительной дамой, которую к тому же Глинка подозревал в неверности, и, как выяснилось, не напрасно.
Через несколько лет после венчания он познакомился с молоденькой сотрудницей Смольного института Екатериной Керн, дочерью «гения чистой красоты» Анны Петровны Керн, встречу с которой Пушкин назвал в своем самом знаменитом стихотворении «чудным мгновением».
Между Глинкой и Екатериной вспыхнул роман:
«Мне гадко было у себя дома, зато сколько жизни и наслаждения с другой стороны: пламенные поэтические чувства к Е. К., которые она вполне понимала и разделяла…»
Композитор оставил жену, но на развод подал не сразу, а только после того, как убедился в её шашнях с молодым любовником, говорили даже о тайном венчании. Но бракоразводный процесс затянулся, а Екатерина уже находилась в положении. Она ждала от возлюбленного решительных действий, но Глинка ограничился тем, что дал ей денег на устранение проблемы с беременностью.
Постепенно страсть композитора угасла, и, когда он всё-таки получил долгожданный развод, его связь с Екатериной уже сошла на нет.
Глинка так и остался холостяком, а Екатерина Керн продолжала тосковать о нем еще несколько лет, и только в 36-летнем возрасте вышла замуж, родила сына и через 10 овдовела. В воспитании сына ей помогал друг семьи, Григорий Александрович Пушкин.
А нам остался прекрасный романс «Я помню чудное мгновение», написанной Глинкой для Екатерины Керн на стихи, которые Пушкин посвятил её матери.
3. Исаак Левитан — Софья Кувшинникова — Дмитрий Кувшинников
У полицейского врача Дмитрия Павловича Кувшинникова, которого Василий Перов изобразил на картине «Охотники на привале», была жена, Софья Петровна, женщина яркая, талантливая, артистичная. В их доме частыми гостями были известные писатели, артисты, художники.
Однажды братья Чеховы привели в гости к Кувшинниковой молодого художника Исаака Левитана, красавца со сверкающими глазами.
Софью Петровну не остановило ни наличие мужа, ни разница в возрасте (она была на 13 лет старше). Левитана всё это тоже не остановило. Они с удовольствием вместе ездили «на этюды», путешествовали, а муж, Кувшинников, на всё закрывал глаза.
Друг Левитана, Антон Павлович Чехов, описал всю эту троицу в рассказе «Попрыгунья», из-за чего художник и писатель надолго рассорились.
Через несколько лет Левитан окажется в центре другого любовного треугольника — когда сердцем его овладеет Анна Турчанинова. После недолгой борьбы Софья оставит Левитана и никогда больше с ним не встретится.
4. Николай Гумилев — Елизавета Дмитриева — Максимилиан Волошин
В 1907 году в Париже Николай Гумилев познакомился с молодой девушкой по имение Елизавета Дмитриева, а потом встретился с ней весной 1909 года в Петербурге, где оба посещали поэтические вечера.
«Гумилев поехал меня провожать, и тут же сразу мы оба с беспощадной ясностью поняли, что это - "встреча" и не нам ей противиться» - вспоминала Дмитриева.
В конце мая пара отправилась в Коктебель к другу Гумилева, Максимилиану Волошину. И Елизавета вдруг поняла, что именно Волошин- самая большая любовь в её жизни. При этом Гумилев был для неё - «как цветение весны» и она долго не могла определится с выбором, вообще не очень понимая, зачем, собственно, определятся: «Мне все казалось: хочу обоих».
В конце концов Гумилев уехал, а Дмитриева осталась с Волошиным в Коктебеле. И именно там родилась самая знаменитая русская литературная мистификация 20 века.
В самом начале осени 1909 года в журнале «Аполлон» был опубликован цикл стихотворений, вызвавших большой интерес и высокую оценку читателей и критиков. Автором стихов была Черубина де Габриак, юная красавица, чей отец — очень строгий испанец, а мать — русская.
Когда же выяснилось, что стихи написаны на самом деле Елизаветой Дмитриевой, и всю эту историю с красавицей-испанкой придумал Максимилиан Волошин (которого многие и сейчас считают настоящим автором стихов «Черубины»), разразился грандиозный скандал, который усугубился еще и дуэлью между Гумилевым и Волошиным. Гумилев что-то такое сказал о Черубине-Елизавете, что Волошину не понравилось.
Дуэль состоялась 22 ноября 1909 года. Место выбрали символическое — на Черной речке, где за 72 года до этого стрелялся Пушкин. Гумилев выстрелил вверх, а у Волошина пистолет дал осечку. В общем, все остались целы.
И, наконец,
5. Владимир Маяковский — Лиля Брик — Осип Брик
Осенью 1913 года в доме своих знакомых молоденькая Эльза Каган познакомилась со странным молодым человеком, необыкновенно высокого роста, в необыкновенной черной бархатной блузе, читавшем совершенно необыкновенный стихи. Юноша, которого, как выяснилось, звали Володей, принялся ухаживать за Эльзой, познакомился с её родителями, а так же со старшей сестрой Лилей, которая была замужем за торговцем Осипом Бриком.
Лиля не обращала внимание на кавалера сестры до тех пор, пока однажды та не привела поэта в петербургскую квартиру Бриков, где Маяковский впервые прочитал «Облако в штанах». А закончив, обратился к хозяйке за разрешением посвятить ей поэму. С тех пор все его стихи были посвящены ей, Лиле.
Так начался этот странный роман «втроем»: Маяковский, Лиля и Осип Брик жили вместе, работали вместе, вместе путешествовали.
Лиля впоследствии вспоминала, как запирала «Володю» на кухне, когда хотела побыть с «Осей», а Маяковский «рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал».
Через несколько лет страсти улеглись, в жизни Маяковского появились другие женщины, но Брики по-прежнему оставались его семьей — до самой его гибели.
«И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.»
Поэт не сдержал обещание — он нажал на курок над виском, поссорившись со своей последней возлюбленной. А Лиля и Осип в это время отправляли ему открытку из Амстердама:
«До чего здорово тут цветы растут!»…
Читайте так же:
5 самых знаменитых любовных треугольников в истории