15 сентября 1872 года (или 1877, историки расходятся) в городе Здуньска Воля Лодзинского воеводства (Царство Польское, Российская империя) родился Максимилиан Факторович, будущий основатель всемирной косметической компании Max Factor.
В семье рабочего из Лодзи было 11 детей, поэтому все работали. Максимилиан с 7 лет продавал в театре апельсины и леденцы, потом помогал аптекарю, изготовителю париков, парикмахеру. В 14 лет парень приезжает в Москву, где устраивается помощником гримера в Большой театр. Все эти знания очень сильно пригодились ему в будущей профессии.
Отслужив в армии (в медицинском корпусе), молодой и предприимчивый человек начинает свое дело – в 1895 году он открывает в Рязани по адресу ул. Соборная 48 свой магазин, где продает и изготавливает под заказ парики, румяна, кремы и парфюмерию.
От своих конкурентов Факторович отличался, во-первых, тем, что всю продукция изготавливал сам, а не был чьим-то представителем, а, во-вторых, тем, что всегда был готов на индивидуальную консультацию клиенток: как с помощью макияжа подчеркнуть достоинства и убрать недостатки у конкретной дамы.
Через два года в Рязань приезжает с гастролями большая театральная труппа. Актерам очень понравился и магазин Факторовича, и сам его подход к профессии. Они стали рассказывать о замечательном мастере своим друзьям, и уже через короткое время Максимилиан получает приглашение стать гримером оперного театра в Санкт-Петербурге. Это – лучшие артисты, знакомство с императорской семьей, личные консультации Николая II.
Вроде бы, жизнь удалась. Ему еще нет 30 лет, а он уже ведущий визажист, ездит с охраной, крутит романы. Но что-то подсказывало ему, что скоро могут начаться неприятности, и пора валить.
В 1904 году Максимилиан Факторович с женой и тремя детьми уезжает в США и становится Максом Фактором. Он поселяется в центре страны – городе Сент-Луис, где открывает свой магазин, аналогичный рязанскому. Сначала ему сильно не везёт: его американский бизнес-партнер сбегает с общими деньгами, а жена умирает от инсульта (хотя наоборот было бы тоже не лучше). Зато потом он принимает самое верное решение – переезжает в Лос-Анджелес, берет кредит и открывает новый косметический магазин прямо на Голливудском бульваре. Теперь основные клиенты – не из театра, а из кино.
Макс Фактор стал официальным дистрибьютором двух крупнейших производителей театрального грима и косметики – Leichner и Minor, но продолжал усовершенствовать собственное производство. Театральный грим, который делался из жира, муки и крахмала и накладывался толстым слоем, был прекрасно (точнее, ужасно) виден при съемках. Решением проблемы стал грим, придуманный Максом специально для создания «экранного» макияжа. Он предложил актерам 12 оттенков жидкого тона в специальных баночках, который не сковывал мимику и позволял выглядеть в кадре предельно естественно. Теперь загримированные актёры, снятые крупным планом, выглядели более натурально. Первым актером, использовавшим эту новинку, стал Генри Уолтхол.
В 1914 году Макс Фактор изобрел первую «косметику для создания капель на глазах» — это самое первое его знаменитое открытие (черный растопленный воск наносился на кончики ресниц). Следом он создал новый макияж для кино — в виде крема, который наносился тонким слоем и не высыхал на коже.
Важным моментом являлось то, что косметика Макса Фактора не выглядела кричаще-яркой. Его основной принцип - чтобы было незаметно – очень сильно способствовал успеху его продукции. Очень долгое время активное применение косметики «разрешалось» только актрисам и женщинам легкого поведения. Именно эта «незаметность» помогла стать его продукту не просто продуктом для определенной ниши, но стать вообще универсальным товаром. С 1916 года Макс Фактор стал запускать в розничную продажу именно те марки, которые он придумывал для актрис – а все женщины хотели быть на них похожими. Глаза Греты Гарбо и улыбка «Лук Купидона» от Клары Боу прославили его на весь мир.
Активно он делал и косметику для мужчин. Рудольф Валентино был достаточно смуглым, а на экране выглядел существенно светлее, чем на самом деле. Для съемок фильма «Бен Гур» такой «отбеливающей» мужской косметики потребовалось просто тонны.
В 1922 году Макс Фактор был в Германии и решил посетить с визитом своего крупного поставщика – фирму «Leichner». Там его приняли очень плохо – то ли заставили очень долго просидеть в приемной, то ли обозвали евреем – в общем, прямо из Германии он отбил телеграмму сыну в Америку, чтобы тот немедленно и окончательно прекратил работу с этим поставщиком. Через несколько лет продукция от Макса Фактора полностью вытеснила аналогичную немецкую продукцию на всех крупных рынках.
Кино развивалось, становилось звуковым, цветным, и нужно было непрерывно усовершенствовать свою продукцию под новые условия. Для звукового кино стали использовать новые (бесшумные) источники света, но они выделяли много тепла – и нужно было вносить изменения в производство грима, полгода исследований и выпуска новой продукции. Пришел новый стандарт пленки Technicolor – грим стал давать блики и отражения - еще два года на разработку очередной новинки. В 1938 году «макияж от Макс Фактор» впервые было указано в титрах картины.
По ходу дела Макс Фактор придумал еще и «Калибратор красоты»: аппарат, который выглядел как из фильма ужасов и служил для досконального измерения всех параметров лица.
Макс Фактор скончался в Беверли-Хиллз 30 августа 1938 года. Незадолго до этого ему стали угрожать бандиты, требуя выкупа в обмен на жизнь, он разволновался и вскоре умер. Компанию возглавил его старший сын Фрэнк, который по такому случаю сменил имя на Макс Фактор-младший. Компания изобрела еще много хорошего и интересного: первую устойчивую помаду «Tru Color Lipstick», макияж для телевидения, водостойкий грим для съемок в воде, тональный крем для лица в тюбике «PanStik makeup» и еще много всего, в чем разбираются женщины и актеры.
В 1973 году внуки Макса Фактора продали свои доли в компании (видимо, за неплохие деньги). В 1986 году тогдашний владелец компании — концерн Beatrice Foods продал свое косметическое отделение Playtex, в которое входил и Max Factor, Рональду Перельману из Revlon за 500 млн. долларов, а в 1991 году уже Revlon продала Max Factor Limited компании Procter&Gamble за 1.5 млрд. долларов.
Дом в Рязани, где начиналась империя Макса Фактора, все еще стоит, там даже есть красивая памятная табличка.
А знаете ли вы, что последний участник Парижской коммуны жил и умер в Новосибирске?
История Рене Лакоста, человека и крокодильчика
Источники:
http://selfire.com/2013/01/4922/
https://wiki.wildberries.ru/brands/max-factor
https://www.livemaster.ru/topic/2392823-maks-faktor-istoriya-cheloveka-brenda-legendy
https://www.kakprosto.ru/kak-965523-maks-faktor-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn