Найти тему
Роман Рабинович

Реализация цифровых инициатив в корпорации - 6 систем в одной?

Проблема стопора цифровых инициатив в корпорации часто связана с тем, что разные функции с разными системами мышления не могут договориться между собой и перестать спорить, как делать лучше – представители каждой системы считают, что только их образ мышления правильный. "Кто виноват и что делать?"

Договориться этим шести системам мышления – продуктовому, линейному операционному (принятому, в основном, в промышленных корпорациях), проектному (принятому в более современных функциях, ИТ), бизнес-процессному, MBA (свойственному топ-менеджменту), финансовому помогает фреймворк, описывающий процесс работы над продуктом по стадиям.

Фреймворк для управления цифровыми инициативами: 6 систем управления и мышления в корпорации
Фреймворк для управления цифровыми инициативами: 6 систем управления и мышления в корпорации

Какие противоречия могут возникать между этими системами?

  • Например, проектный менеджер говорит, что продуктовые инициативы халтурные и не проработанные. А продуктовый специалист спорт с ним, утверждая, что они находятся в зоне высокой степени неопределенности.
Противоречия между разными системами мышления в корпорации
Противоречия между разными системами мышления в корпорации
  • Бывает такое, что реализуется отдельный цифровой продукт, но он не укладывается в единый бизнес-процесс. Цифровая инициатив «забывает» проверить через процессное управление – на какие глобальные и сквозные процессы она влияет. Здесь важно понимать разницу между Lean Digital, т.е. быстрыми частными инициативами и инфраструктурными проектами - сначала быстро зарабатываем деньги, PnL не трогая процессы.
  • Что касается мышления топ-менеджмента, MBA (когда управление происходит с точки зрения современных трендов, как это преподается в административных школах), то топам, как правило, нужны глобальные характеристики всего портфеля инициатив, показатели верхнего уровня. Зачастую они не замечают маленьких продуктовых инициатив, потому что якобы в годовой Ebitda эта инициатива не значительна, они мыслят большими экономическими эффектами. И из-за этого топ менеджер отдает предпочтение инфраструктурным инициативам, которые хорошо в ней заметны.

Но это может нанести ущерб развитию продуктовой функции, потому что она не может сразу давать только крупные, жирные инициативы, ей нужно сначала тренироваться на маленьких, на коротких.

Противоречия между разными системами мышления в корпорации
Противоречия между разными системами мышления в корпорации
  • Продуктовое управление – новый тип мышления и управления. Продуктовая функция говорит: «Да, мы еще не знаем какая будет глобальная архитектура, глобальный процесс, инструкции, маршрутные карты, обходные карты и прочее, но мы сейчас запустимся и все это узнаем».

Проектный менеджер скажет, что так не пойдет, надо все переделать.

MBA спросит, сколько денег хочет заработать продуктовая функция, узнает, что мало и скажет не делать этого вообще.

Процессник возмутится, что в его процесс смешиваются, снижают глобально процессную устойчивость.

Представитель линейного мышления с завода скажет, что его инженеры с кнопочными телефонами ходят, какие мобильные приложения.

Представители финансового управления оперируют понятиями капитализации и маржинальности, и у них тоже возникают вопросы к продуктовой функции.

Всем этим системам мышления важно находить точки пересечения, что и помогает сделать фреймворк, описывающий весь процесс продуктовой разработки.

Надо договориться, не кто из сторон прав, а кто не прав.

Не надо друг другу навязывать тип управления, который не подходит для деятельности оппонента.

Должна быть единая цифровая культура кросс-функционального взаимодействия, коммуникаций в движении к единой цели – успешным продуктам.
Единая цифровая культура в корпорации
Единая цифровая культура в корпорации

И в этом процессе должен применяться принцип diversity, вариативности мнений – истина рождается в споре. Надо учиться искусству конструктивного конфликта, помогающему находить наилучшие решения с помощью общих правил игры – единого цифрового фреймворка, в котором учитываются и продуктовые, и финансовые, и проектные, и другие моменты.

И не нужно садиться за стол переговоров и полгода разрабатывать какие-то правила на будущее - идеальные теоретические системы. От этого портфель инициатив никуда не продвинется. Нужно заниматься практикой, а не теоретизированием.

Нужна помощь в разработке единого фреймворка для управления цифровыми инициативами? Обращайтесь!

Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.