Александр Лукашенко, угрожая закрыть границы с Западом, хочет показать свою решимость. В Белоруссии ничего не предрешено.
Заявление Александра Лукашенко на вчерашнем женском форуме о закрытии границ с Польшей и Литвой подчеркивает слабые места белорусской системы.
Никто не может объяснить, что это означает на практике. Смогут ли иностранцы въехать в Белоруссию? И смогут ли белорусы покинуть страну? А как насчет грузовых перевозок? Государственный пограничный
комитет Республики Беларусь по охране гос. границы и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь по контролю за международными перевозками насытились речами.
Неофициально сотрудники поясняют: пока все по старинке, но даьше - кто знает?
Лукашенко сошел с ума? Не обязательно
То, что Белоруссия действительно заблокирует границу, кажется маловероятным. Это был бы удар по белорусской экономике, которая все равно едва держится. Однако драматическая речь Лукашенко, его призыв к народам Польши, Литвы и Украины остановить своих политиков, иначе будет война, уже близка к паранойе.
«Лукашенко сходит с ума» - подобными комментариями пестрит белорусский интернет. Однако я бы не стал объяснять поведение Лукашенко таким образом. Его выступление является частью последовательной программы запугивания белорусов войной, которая может вспыхнуть в любой момент.
Слова дешевле армии
Правда, армия уже была отозвана. Белорусские военные уже не разбивают лагеря в Гродненской области, а вернулись в казармы. Лукашенко честно объяснил, почему это произошло: держать армию в боевой готовности дорого.
Гораздо дешевле выступать с драматическими речами и угрозами в адрес соседей. Необходимость отчаянных жестов показывает, что хотя со стороны ситуация выглядит стабильной, Лукашенко до сих пор не уверен. Он угрожает войной, чтобы усилить напряженность. Зачем он это делает?
Одно его вчерашнее предложение кажется особенно важным:
"Мы не станем на колени, даже если останемся в одиночку!"
Оставит ли Путин Лукашенко?
Эти слова прозвучали через три дня после встречи с Владимиром Путиным в Сочи, где правитель Кремля публично поддержал Лукашенко перед телекамерами, еще раз поздравив его с победой на президентских выборах. Позже Лукашенко и Путин более четырех часов наедине говорили о деталях: экономическом сотрудничестве, интеграции России и Белоруссии, реформе белорусской конституции. Белорусская пропаганда преподнесла эту встречу с большим оптимизмом, но сами мероприятия, проведенные в резиденции «Бочаров Ручей», остаются загадкой.
Поэтому признание Лукашенко, что он может остаться наедине с мятежным белорусским народом, является сигналом к тому, что, несмотря на улыбки и похлопывания, Минск и Москва не обязательно достигли договоренности. Если это правда, то вопрос Белоруссии все еще остается открытым.