Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Глава 16 Пути преодоления страха

Полковник Чечель

Как видите маленькому Егору с самых юных лет пришлось задумываться над проблемой преодоления собственного мандража и страха, что в итоге это вылилось в целый трактат, который мне показался настолько важным, что я решил его разместить на прозе.ру вторично без всяких добавлений и исправлений. Скажу лишь, что этот мой материал был опубликован в майском номере журнала PROEXTRIM за 1991 год в рубрике «Советы бывалых» за моей подписью. За плечами более чем 50 лет без перерыва занятий экстремальными видами спорта и 37 годков лётной работы, в которой тоже не заскучаешь с точки зрения — необходимости быть в постоянной готовности к неожиданностям, дабы на своей шкуре убедиться в правильности слов известного американского писателя О. Генри: «Чужой опыт ничему не учит. Только свой». С этим его постулатом автор согласен не менее, чем на 50%, и свидетельством этого выступают его 13 переломов, три травмы позвоночника, после которых он сам идти уже не мог, четыре случая потери сознания от ударов по башке, порыв мышцы бедра и прочие «бяки», с каждой из которых по крупицам приобретался необходимый опыт,  который перейдёт в следующую жизнь. Во всяком случае автор на это надеется.

    «
Если вы такие умные, что ж вы строем не ходите?»  (из фильма «Особенности национальной охоты»

         "Пусть покинет меня всё, только бы не покинуло меня мужество"... 
                 Иоганн Готлиб Фихте (немецкий философ, 1762 - 1814 г..

    Райнхольд Месснер, в одиночку покоривший все "восьмитысячники" планеты,как то сказал: "Моим злейшим врагом на пути к цели является страх. Я очень трусливый человек и, как все трусливые люди, стремлюсь победить свой страх. Победа над страхом делает меня счастливым. Я хочу быть сильнее собственного страха, ради этого я снова и снова ищу опасности."

   Попробуем разобраться, что же нам может помочь победить страх и выйти победителем из любой экстремальной ситуации. Но для начала хочу вспомнить два случая. В первом мне довелось быть непосредственным участником, во втором - свидетелем. 18 августа 1996 года мы прыгали на  в Лесках города Николаева в честь дня Воздушного Флота . После выброски резко усилился ветер. Приземлялись - кто куда... Женя Бугаенко, оказавшись над водой, испугался, он не умел плавать, и это его спасло. Он сразу развернулся на "большой снос" и улетел на тот берег лимана в село Варваровку. Мы с прапорщиком Воздушной Бригады Анатолием Сичкарём, оказавшись над серединой лимана, пытались всё же долететь до стадиона. Но парашют ПО-9 против ветра не шёл. Когда я это понял, в памяти сразу всплыли слова из НПП (Наставления по производству полётов). Первое, что должен сделать лётчик после катапультирования над водной акваторией, это осмотреться, определить, где берег, есть ли в районе суда, что стало с остальными членами экипажа. Так я и сделал. Увидел две яхты. Одна рядом, но она шла против ветра и удалялась от меня. Вторая в километрах в трёх, но шла в мою сторону. Я развернулся и полетел к ней. Приводнился в 100 метрах от неё впереди по курсу, отсоединился от купола аварийной "подушечкой" отцепки и уже через 1-2 минуты был на борту яхты. Толя был выше меня и до приводнения всё делал как я, а приводнившись - всё наоборот, вопреки здравому смыслу. В итоге, яхта к нему подошла через 11 минут, а он утонул через 5, и это при температуре воды +22 градуса.

   С командиром бригады полковником Кулиевым Шамилем Магомедовичем мы до ночи бороздили на яхте это место. Дно прочёсывали "Морские котики" с острова Майский, но глубина в этом районе была 18-23 метра и в воде видимость меньше метра. В итоге тело Анатолия нашли лишь на четвёртые сутки. Разбираясь с этим случаем, почему самый "крутой" парашютист бригады, (мы его потому и взяли в команду), не справился в относительно несложной ситуации. Выяснилось, Анатолий хотя и умел плавать, но с детства боялся воды. Этот страх отнял у него половину сил, когда он ещё был под куполом парашюта, а вторую половину в воде, когда он неправильно отсоединял лямки основного купола и освобождался от запаски.  

  ПЕРВАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ: ЕСЛИ У ВАС С ДЕТСТВА ОСТАЛСЯ КАКОЙ-ТО СТРАХ ИЛИ ФОБИЯ,  ТИПА — СТРАХ ВЫСОТЫ, ТЕМНОТЫ,  ГЛУБИНЫ, ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА И ПРОЧЕЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ И СТРАХ ПОДОЙТИ К КРАСИВОЙ ДЕВУШКЕ НА УЛИЦЕ, ТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЕГО СОЗНАТЕЛЬНО ПРЕОДОЛЕТЬ, ИНАЧЕ РАНО ИЛИ ПОЗДНО ВАС ЭТОТ СТРАХ НАСТИГНЕТ, И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТОГО НЕ ПРЕДСКАЗУЕМЫ, КАК ЭТО ПРОИЗОШЛО В СЛУЧАЕ  С ПРАПОРЩИКОМ ВДВ АНАТОЛИЕМ СИЧКАРЁМ...

   Не успели отойти от этой беды, как через пять дней при пилотаже над городом Николаевым в честь дня Незалежности Украины разбился лётчик аэроклуба "Икар" Александр Гончаренко. Его самолёт ЯК-52 врезался в улицу Васляева среди толпы народа, и просто чудо, что никто не погиб... Мне пришлось быть одним из членов комиссии по расследованию этого лётного происшествия. С чувством глубокой горечи и недоумения я листал Сашину рабочую тетрадь подготовки к полётам. 22 раза, 22 предварительных подготовки, фактически всё лето, Александр писал одну и ту же фразу в разделе "Меры безопасности" - "Ниже высоты 600 метров не снижаться...",которую ему говорили командиры при постановке задачи на полёты. Тем не менее свою последнюю фигуру при пилотаже "переворот на горке" он начал на высоте 350-370 метров. О чём говорит этот факт?

  Итак, ВЫВОД ВТОРОЙ — "САМЫЕ ПРАВИЛЬНЫЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ РОДИТЕЛИ ГОВОРЯТ ДЕТЯМ, УЧИТЕЛЯ УЧЕНИКАМ, А КОМАНДИРЫ СВОИМ ПОДЧИНЁННЫМ ОСТАЮТСЯ ПРОСТО СЛОВАМИ, ЕСЛИ ОНИ НЕ ПРОПУЩЕНЫ ЧЕРЕЗ ФИЛЬТР СОЗНАНИЯ И НЕ ПОДКРЕПЛЕНЫ ПРИМЕРАМИ.  ПОЭТОМУ ЧТОБЫ ВЫ НЕ ГОВОРИЛИ, ДАЖЕ ПОД ЗАПИСЬ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИВОДИТЕ СЛУЧАИ ИЗ ЖИЗНИ И УБЕЖДАЙТЕСЬ, ЧТО ОНИ ОСТАЛИСЬ В ГОЛОВЕ ТОГО, КОМУ ВЫ ИХ АДРЕСУЕТЕ, ХОТЯ БЫ НА КОРОТКОЕ ВРЕМЯ».

   Самое обидное, мы потом посчитали и вычертили траекторию полёта Александра Гончаренко - ему должно было хватить высоты для вывода. Хотя Саша десятки раз делал эту фигуру, в том числе и в этот день в специально спланированном перед праздником контрольном полёте с Начальником аэроклуба, но его подвёл Страх. Одно дело перевернуть самолёт на спину, имея под собой 800-1000 метров, и совсем другое на высоте 350-400 метров. Кварталы домов оказались неожиданно очень близко. Саша перетянул ручку, и его самолёт на высоте 15-20 метров сорвался в штопор. Именно Страх разрушил закреплённый навык...                                                                           

   Умению преодолевать страх люди придавали огромное значение во все времена своей истории. Вот только один пример. Археологи долго не могли понять назначение храма "Ком Обо" в древнем Египте, настолько необычной на первый взгляд была его архитектура. Потом разгадали. В этом храме помимо его основного предназначения завершалось обучение воинов-телохранителей жрецов и некоторых самих жрецов. Сначала воинов ещё мальчиками отдавали в школу "Левый глаз Гора".(она называлась мужская). В ней учили различным единоборствам, владению всеми видами оружия, стратегии и тактике боя и т.д. Обучение в этой школе продолжалось 12 лет. Затем их переводили в другую школу, которая называлась "Правый глаз Гора" (так называемая женская). В ней будущих воинов учили хитрости, маскировке, умению врачевать раны, развивали интуицию и прочим премудростям, не прекращая занятий боевыми искусствами. Обучение также занимало 12 лет. И лишь после 24 лет такой практики войны и, как я сказал, некоторые жрецы завершали своё обучение ещё год в храме "Ком Обо". 

    В этом храме шла дальнейшая закалка психики и так называемые "выпускные экзамены". Один из тестов был такой. Война подводили на край бассейна с водой, глубиной 7 метров. В двух метрах была противоположная стена бассейна, и в ней на глубине 6,5 метров была щель. Войну ставили задачу, он должен был пронырнуть в эту щель и найти правильный выход из бассейна по ту сторону стены. Воин, проделав ряд дыхательных упражнений, нырял на глубину 7 метров, что само по себе непросто, проныривал в щель и вдруг видел над собой двух огромных крокодилов. Воздуха в лёгких пронырнуть обратно уже не было. Был только один путь - наверх. Чувство неизмеримого ужаса охватывало сознание. Смею вас заверить, уважаемые читатели, что Страх и Ужас - это явления одного порядка, но есть между ними принципиальная разница. Страхом можно управлять, Ужасом - нет.

     В моей жизни был один лишь случай, когда пришлось понять это раз и навсегда, испытав Ужас. Это было в Уссурийской тайге на сопках Сихотэ Алиня. Клубок змей оказался в 10-15 сантиметрах от моего лица, руки были заняты, я висел на скале... Именно ужас заставил меня отшатнуться, понимая, что сюда я уже не вернусь, хотя подо мной было порядка 20 метров высоты. Мне повезло. Метра 3-5 в стороне и ниже оказалась вершина молодого кедра, на которую я прыгнул "рыбкой", пробил кедр, не смог зацепиться за ветки, упал на крутой склон, прокатился по нему метров 50 пока остановился... Но потом долго не мог отойти от пережитого ужаса... Я теперь понимаю, как люди при пожаре выпрыгивают из высотных зданий с мизерной надеждой на спасение. Но вернёмся к нашим "крокодилам"...   Воин не знал, что жрецы накануне крокодилов накормили до отвала, а сытые они "ленивые"...

   Воин выныривал наверх, "протиснувшись" между крокодилами, выскакивал на бортик бассейна, думая, что он "чудом" остался жив. К нему подходили жрецы и говорили: "Парень, ты испытание не прошёл. Тебе ставилась задача, найти правильный выход из бассейна, а он не здесь..." Война возвращали в предыдущую Школу "Правый глаз Гора", где он проходил дополнительное обучение с учётом допущенных ошибок и снова ставили на край бассейна в храме "Ком Обо". Задача была прежней - нырнуть и найти правильный выход. Воин нырял, видел над собой двух крокодилов, опять не зная, что они покормлены. Но теперь он уже знал, что выход где-то в другом месте. Воин, напрягая интуицию, плыл ещё 15 метров по дну бассейна до противоположной стены. Там на глубине ещё на метр ниже тоже была щель. Воин нырял в неё и выныривал уже с другой стороны стены, где крокодилов не было. На этом это испытание завершалось, но начиналось другое. Где также приходилось испытывать не страх, а ужас. В итоге, когда спустя год, воин выходил из храма "Ком Обо", его психика становилась настолько закалённой, что в жизни не было ситуаций, где бы он мог испугаться...  

    Попробуем разобраться, что же надо знать и делать, чтобы научиться преодолевать страх в любых ситуациях, которые может подбросить нам жизнь...

        ПЕРВОЕ, что может помочь - это ЗНАНИЯ, НАВЫКИ И УМЕНИЯ.

      Имея всё это, страх преодолевать легче. Приведу пример. Несколько лет назад поплыли мы с женой с Очакова на Кинбурнскую Косу на небольшой моторной "фелюге". Два дня до этого на море был шторм, катера не ходили. Утром третьего дня тоже ещё рано было выходить, волны оставались большими. Но шестерым москвичам, застрявшим по погоде на пол - дороги, было невтерпёж. Они уговорили капитана плыть, и мы имели неосторожность "упасть им на хвост". Сначала все расположились на корме на свежем воздухе. Но как только вышли за боновые заграждения, качка пошла такая, что москвичи тут же перебрались в каюту. Мы остались, но сидеть поначалу было "неуютно", несмотря на красивый вид за бортом. Я "по слухам" знал, что год назад в такую же погоду одна "фелюга" перевернулась, правда от перегруза", поэтому спросил капитана: "Не перевернёмся?"

       После двух дней пьянства, в шторм ведь надо чем-то заниматься, его безмятежному виду мог бы позавидовать сам Христофор Колумб. "Да, кто ж его знает. Вроде не должны..." произнёс он, зевая. Ответ был достойный, я мгновенно успокоился, но жену напряжение не отпускало. Спрашиваю: "Если катер будет переворачиваться, куда будешь прыгать?" Показывает "За борт". Отвечаю: "И попадёшь под винт". "А куда надо?" Отвечаю: "За корму. Если будем переворачиваться, это будет достаточно медленно, выпрыгнуть успеем". Жена сразу успокоилась и стала наслаждаться видом бушующего моря. Кстати, Ф. Шиллер сказал: "БУРЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЕЁ НЕ БОИТСЯ — ЕСТЬ ЯВЛЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЕ... Т.е. из этого примера видно, как одно только знание того, что надо делать, помогло перебороть страх.

     ВТОРОЕ, что необходимо знать, очень большую роль в преодолении страха играют ПОВТОРНОСТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЙ И ПРИВЫЧНОСТЬ УСЛОВИЙ.

     Вспоминаю свой первый вид спорта, которым занимался четыре года пока жил в Москве, прыжки на лыжах с трамплина. Когда с десятиметровой "кочки" переходишь сразу на сорокаметровый, что стоит левее большого Московского трамплина, то первый месяц прыгаешь просто в страхе, как мы говорим "на устой". Для тех, кто не знает, метры в данном случае это расчётная длина прыжка, а не высота трамплина. И лишь спустя месяц начинаешь получать удовольствие от прыжков и работать над техникой. Т.е. по мере повторности впечатлений страх проходит. В то же время в привычке к опасности есть и обратная сторона медали. Не случайно, в лучшей пилотажной эскадрилье США "Голубые ангелы", выполняющей полёты на истребителях F-18, каждые 2-3 года пилотов постепенно меняют. Руководство ВВС понимает, что лучше потратить несколько миллионов долларов на подготовку новых пилотов "экстра-класса", нежели произойдёт авария из-за привыкания к чувству опасности, которая помимо всего прочего больно ударит по престижу страны.

  Кстати, именно по этой же причине ограничено время непрерывного полёта на предельно-малых высотах на всех боевых самолётах России, Украины, да и других стран, я думаю, тоже, и составляет оно порядка 30-40 минут днём и около часа ночью. Затем наступает привыкание к чувству опасности, поэтому лётчик должен набрать высоту не менее 1000 метров, пролететь на ней 15-20 минут и лишь затем снова имеет право снижаться на предельно-малые высоты.

    ТРЕТЬЕ — ЭТО АКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ.

       Приведу пример. Когда я ещё только начинал летать ведущим строя, из-за недостатка опыта слишком энергично ввёл самолёт в разворот, не предупредив ведомых. Лишь в последнюю долю секунды, когда я уже видел заклёпки на фюзеляже и столкновение казалось неизбежным, ведомый успел дать ногу и провалить свой самолёт вниз. Я тут же промчался по его месту, успел подумать: "Молодец", и совершенно не успел испугаться, настолько был занят пилотированием своего самолёта. Но потом на земле мой штурман вылез из кабины весь бледный. В данном случае он сидел пассивно, и был заложником моего не профессионализма. Точно также пассажиру сзади на мотоцикле намного страшнее во всех дорожных ситуациях, чем тому, кто впереди за рулём, т.е. во всех опасных ситуациях надо стараться занимать активную позицию.

  Ещё пример. Во время учёбы в Военно-Морской академии г. Ленинграда мы обратили внимание на то, что один из наших преподавателей, а именно полковник Кучеренко Сергей Арсентьевич, награждён четырьмя орденами Боевого Красного Знамени. Кто-то из нас не поленился найти и прочитать статус этого ордена, за что его дают и подошёл к Кучереннко с вопросом. "Почему Вам не присвоили звание Героя Советского Союза, у Вас же всё было для этого?" На что Сергей Арсентьевич ответил: "Мне написали на Героя, но потом из-за моего стрелка представление отозвали обратно." И рассказал нам эту историю, как всё произошло.

  Кучеренко во время войны летал на самолёте ИЛ-2. Дважды его сбивали за линией фронта. Во второй раз он получил относительно лёгкие ранения, а его стрелок был ранен тяжело и к тому же получил сильные ожоги в горящем самолёте. Лечился он около года, потом нашёл свой полк, и попросился в экипаж своего командира. А Кучеренко на следующий день было поручено с его ведомым очень опасное задание. Шансов вернутся живыми их этого вылета почти не было. Надо было лететь на разведку без истребительного прикрытия в простых метеоусловиях на средних высотах, обнаружить немецкий аэродром подскока и передать его координаты на землю до того, как их собьют. Все предыдущие попытки с прикрытием и в сложных метеоусловиях закончились трагически. Немцы сбили все наши самолёты ещё до подхода к цели, так они берегли свой замаскированный аэродром. Кучеренко пытался уговорить своего стрелка начать летать с ним со следующего вылета, если они вернутся живыми. Но у того немцы расстреляли семью, и он горел желанием отомстить.

       В храбрости стрелка Сергей Арсентьевич не сомневался, они два года воевали вместе, поэтому дал согласие на вылет. Сами они, чтобы не думать о предстоящем опасном задании, поехали вечером в соседнюю деревню на танцы. А стрелок попросился остаться на аэродроме, посидеть в кабине самолёта после большого перерыва. И когда он остался один, вспомнил, как на них заходил "мессер" во время последней атаки и сбил их. Как они горели и командир садился на вынужденную... Нервы его не выдержали. Он прострелил себе руку, чтобы не лететь в этот опасный вылет, на который сам напросился. В итоге, представление на присвоение звания Героя Советского Союза, которое было уже отправлено за предыдущие подвиги, было отозвано обратно.

  Вывод: Опытный командир, если предстоит опасное задание, никогда не оставит подчинённых сидеть пассивно со своими мыслями о страхе... Он найдёт, чем занять их разум, и добиться активности действий.

   ЧЕТВЁРТОЕ — ЭТО УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.   

       Пример: на аэродром Североморск-1 возвращались с Боевой Службы три экипажа самолётов ИЛ-38. Пока они летали погода ухудшилась, но была ещё в пределах минимума командиров экипажей. Интересна их реакция на сообщение об изменении погодных условий. Первый: "Отлично, ещё одну посадочку при минимуме погоды запишем". Т.е. видно, что лётчик "рвётся в бой" и уверен в себе. Зашёл как "по ниточке" по курсу и глиссаде и произвёл нормальную посадку. Второй ограничился фразой: "Условия принял." Молча зашёл и сел с первого захода, хотя и "попетлял" немного на посадочном курсе. У третьего недовольный голос: "Опять "корячиться" Так и получилось. Он сделал два безуспешных захода, так и не смог сесть. И был отправлен на запасной аэродром, хотя погода была по его допуску. Т.е. этот лётчик с самого начала был не уверен в своих силах, что и привело к неудаче.

  В то же время надо чётко разделять Уверенность в своих силах от Самоуверенности. В каждом виде экстремальной деятельности существует опасный, точнее сложный период, когда "экстремалу" кажется, что он уже "взял Бога за бороду" и может всё. Применительно к парашютному спорту это период, примерно между 100 и 400 прыжками. После 100 чувство нормальной настороженности пропадает, а примерно после 400 появляется снова, естественно, это происходит у каждого по разному. В памяти сразу всплыл такой случай. После ухода из армии я несколько лет работал лётчиком на самолёте АН-2, "возил парашютистов на работу", иногда прыгая сам, т.к. к прыжкам меня всегда тянуло... В тот день приехали к нам ребята из Одессы во главе со своим "самым крутым мэтром." Смотрю, на посадку в самолёт идут "мэтр" в домашних шлёпках на босу ногу. А за ним пацан, лет двадцати, тоже в шлёпках и одет в самом "в крутом парашютном прикиде."

     Парень на прыжки, кстати, приехал не один, а с мамой, папой, которые и ему купили всю эту парашютную амуницию. Я понимаю, что Мастер он на то и Мастер, чтобы прыгать, в чём захочет. А пацану явно рано в шлёпках, надо в кроссовках. Хотел я вмешаться, но ложная стыдливость не позволила. Когда у тебя всего 800 прыжков как-то "неудобно" указывать, что делать тому, у кого их за 5000. В общем, в том подъёме была не моя очередь лететь, и я мог наблюдать, как это всё выглядело со стороны. Вот приземляется Мастер в полосе точного приземления, резко клевантируя и "брея траву" над самой землёй. Всё "супер!" А вот приземляется пацан со значительным недолётом, но остальном профиль такой же как у Мастера. Мной сразу овладело нехорошее предчувствие. Нельзя пацану приземляться с таким профилем, глазомер ещё не тот. Для надёжности надо к земле подходить повыше и клевантировать более плавно. К сожалению, я опять промолчал... Во втором подъёме пацан на глазах мамы и папы ломает обе ноги. Как я себя потом ругал... Отсюда вывод, господа "Мэтры" - Вы можете лихачить, как угодно, но пресекайте "пацанов", которые берут с вас пример, но не доросли ещё до уровня вашего мастерства и опыта. Тогда травматизма в нашем парашютном спорте будет меньше...

     ПЯТОЕ - величина страха очень зависит от ПОЛНОТЫ И АДЕКВАТНОСТИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОПАСНОСТИ, причём, как в ту, так и в другую сторону.

     Для примера, как-то у ног моего сына, которому тогда было 1,5 года, на Кинбурнской Косе проползла маленькая серая змейка. Он даже попытался её ухватить за хвост. Вечером я спросил у местного егеря: "Что это за змейка у вас такая серая ползает? - А это "серка", её яд намного сильнее чем у гадюки..." Вот тут мне действительно стало страшно.

    ШЕСТОЕ - существует целый ряд приёмов мобилизации волевых усилий,в том числе и по преодолению чувства страха, один из них — АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА  (АТ).

      Один из её основателей западногерманский яхтсмен и учёный Ханс Линдеман ради эксперимента решил на маленькой резиновой лодочке пересечь Атлантический океан. В то время он уже пересекал Атлантику в одиночку на яхте и знал, как никто другой, что это верное самоубийство. Прозанимавшись всего 20 дней АТ, как он выразился: "Чувство безмятежной уверенности в успехе моего предприятия владело мной безраздельно..." т.е. страх ушёл. И ещё отмечу два момента, что может дать АТ, хотя это и не относится к теме данной статьи. Второе, чего добился Ханс Линдеман - его тело научилось само, без контроля сознания, даже во сне, выдерживать курс "На Запад", т.к. любое отклонение в ту или другую сторону неминуемо вело к пересечению океана "вдоль, а не поперёк", что резко увеличивало опасность плавания. И третья проблема, которую удалось преодолеть Линдеману, это пролежни и атрофия мышц, вследствие неподвижности лежачей позы в лодке, причём всё это в условиях постоянной сырости океана. Но представляя, как он бегает по горячему песку, играет в футбол, катается на велосипеде, и мышцы полностью сохранили свой тонус. Когда его подобрали через 90 дней у берегов Америки, удивлению учёных не было предела...

   СЕДЬМОЕ - «КОДОВАЯ ФРАЗА»

        Чтобы было понятней о чём идёт речь, поясню на таком примере. В авиации есть лётчики, которым "везёт", и с ними ничего не происходит, причём это не всегда говорит о квалификации лётчика, а скорее всего о том, что он летает на надёжном самолёте и по однотипным заданиям. А есть пилоты, которым "везёт" на особые случаи (ОСП), так мы называем любое усложнение полёта, когда полёт идёт не так, как ты готовился на предварительной подготовке. Под эту категорию однозначно попадают лётчики-испытатели, у которых каждый полёт связан с риском и непредсказуем. Но главное, не количество Особых случаев, а как ты с ними справляешься. "Везло" на Особые случаи и мне. Постепенно к ним привыкаешь, и они как правило уже не оказывают такого сильного эмоционального воздействия как в начале лётной работы. Но так бывает  далеко не всегда.                      

       Вспоминаю случай, когда ко мне впервые пришла моя "Кодовая фраза." Полк готовился к учениям. Строем в составе пяти фронтовых бомбардировщиков ИЛ-28 мы пошли на полигон Сур-Пакри в Балтийском море на отработку топ-мачтового бомбометания с предельно-малых высот. В районе полигона погода резко ухудшилась. Нижний край облачности прижал нас так, что казалось вот-вот зацепим за волны. И тут мы влетели в сильнейший снежный заряд. В таких условиях Ведущий просто обязан дать команду "Роспуск". По этой команде внешние ведомые должны сделать отворот на 30 градусов, каждый в свою сторону. Внутренние ведомые выполнить отворот на 15 градусов. Всем перейти в набор высоты и у каждого своя скорость. Т.е строй "рассыпается" и дальше каждый выполняет полёт одиночно.

     Но комэск Владимир Стефанович Кондрашов, побоявшись делать этот маневр вблизи с государственной границы с Финляндией, дал команду: "Сомкнуть строй, разворот на 180". И тут же ввёл свой самолёт в правый разворот, который тогда показался мне бесконечным. В том вылете я шёл левым внутренним ведомым. Т.е я "крыло в крыло" прижался к ведущему, (при большем расстоянии он просто терялся из виду). И точно также прижался ко мне левый внешний ведомый, мой однокашник и друг Гена Напёрстков.                                                       

    Я был зажат с двух сторон. Разворот к тому же  пришлось выполнять на одной высоте, а не в одной плоскости. Те, кто летал строем, понимают, насколько усложняется пилотирования самолёта при этом. Вверх уйти нельзя, там облачность, а внизу волны, крылья внутренних ведомых буквально проносились над ними. Я помню крик моего стрелка-радиста Виктора Кулагина: "Командир, высота 40 метров..." Пот заливал глаза, и не было никакой возможности оторвать руки от штурвала и РУДов (рычагов управления двигателями), чтобы его смахнуть. От напряжения пот тёк струями по спине. Помню, как вспышка мелькнула мысль: "как под душем". Я понимал, одно неверное движение штурвалом и ты покойник, и с тобой ещё 2-3 экипажа. В какой-то момент ощутил, что я выдохся, и больше не могу держать строй... хотелось заорать: "Разрешите роспуск..."

      И тут в мозгу всплыла фраза: "ВОТ ОНА ЖИЗНЬ ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА, О КОТОРОЙ ТЫ МЕЧТАЛ С ДЕТСТВА." И сразу пришло какое-то  холодное злое спокойствие. Исчезла дрожь в руках, я понял, что СПРАВЛЮСЬ.  В следующую секунду мы выскочили на танкер. Помню удивлённое выражение лица двух моряков, стоящих на палубе. Ещё бы, пятёрка реактивных самолётов вдруг вываливается на них в сильнейшем снежном заряде. Со своего места в строю я мог наблюдать три самолёта. Мне показалось, мы врезаемся в мачты. А внешнему ведомому Гене Напёрсткову, который впоследствии стал командиром полка СУ-17, это ещё больше "показалось", его рука рефлекторно чуть поддёрнула штурвал. В эфире прозвучал его "вопль": "Вас не вижу, вошёл в облака." Комэск проревел: "В набор.,," В общем, закончился наконец этот бесконечно долгий разворот на 180 градусов. Мы вышли из снежного заряда, четвёркой пришли на аэродром, распустились, сели. Потом прилетел Гена в "гордом одиночестве.". После полёта с аэродрома мы шли с чувством - солнце светит совсем по-другому, девушки только тебе улыбаются, и сильнейшее ощущение радости жизни.

    Потом ко мне не раз приходила эта "КОДОВАЯ ФРАЗА", когда меня "прижимало" в воздухе, и сразу приходило спокойствие, помогающее убрать страх и прочие ненужные эмоции. Причём, я эту фразу специально не вспоминал, там не до этого. Фраза приходила сама. Кстати, у Владимира Высоцкого есть песня "А капитан даёт нам нужный знак - Ещё не вечер, ещё не вечер..." Это тоже ничто иное как кодовая фраза, помогающая матросам преодолеть страх. Т.е. вывод, каждый должен найти для себя эту фразу сам и поработать над тем, чтобы она приходила в нужный момент сама и вам помогала. Но, повторяю - это мой личный опыт, и я не рекомендую его всем.

    ВОСЬМОЕ — ПРАВИЛЬНЫЙ РАЗБОР ПРИЧИН НЕУДАЧ.

        Я вспоминаю свои бои на ринге и татами. Когда выходишь на бой с противником, которому жестоко проиграл раньше и знаешь "почему?" - это одно состояние. А когда даже не понял каким ударом он тебя уложил на пол, состояние совсем другое. Это относится к любому виду спорта или экстремальной деятельности.Надо досконально и честно перед самим собой разобраться, почему ты потерпел неудачу. Приведу ещё пример из книги "Хрустальный горизонт" моего любимого Месснера. Когда он, покоряя Эверест, под Северным седлом сорвался в трещину и шансов выбраться не было почти никаких, он сказал себе: "Я даю себе слово повернуть назад, если когда-нибудь вновь увижу белый свет. Никаких больше "восьмитысячников" в одиночку." Выступивший от страха пот замёрз в волосах и на бороде. А между тем страх, сковавший мои члены, тут же исчез как только я начал действовать, пытаясь достать верёвку из рюкзака." Когда Месснеру удалось через несколько часов всё-таки выбраться из трещины, он сначала постоял, размышляя в чём состояла его ошибка. А когда понял, развернулся и пошёл на Эверест,забыв о своём первоначальном намерении...

  ДЕВЯТОЕ — ВОСПОМИНАНИЯ О РОДНЫХ И БЛИЗКИХ ТЕБЕ ЛЮДЯХ ИЛИ О ТЕХ, КТО ПРОШЁЛ ЭТОТ ПУТЬ ДО ТЕБЯ.

       Мне дважды  приходилось проходить подготовку по выживанию в нашем Центре Морской авиации "Омега" под Севастополем. В начале курса нам давали обязательно прослушать магнитофонную запись штурмана старшего лёйтенанта Смагина, единственного оставшегося в живых из экипажа самолёта ТУ-16, катапультировавшегося над Белым морем. Шесть часов он плыл в маленькой лодочке МЛАС-1, из которой его периодически выбрасывало волнами. Выжить ему помогли воспоминания о жене и сыне.

  ДЕСЯТОЕ - отдельно хотелось бы остановиться на такой рекомендации, как "БОЕВЫЕ 100 ГРАММ".

      Они безусловно способствуют снятию страха, но снижают координацию и критичность мышления. Хотя есть индивиды, на которых алкоголь влияет наоборот, но таких еденицы, поэтому не о них речь. Приведу пример. При Советском Союзе на военной турбазе "Терскол", что в Кабардино-Балкарии, существовал правильный обычай. На девятый день обязательно давался день отдыха от катания на горных лыжах. Это способствовало свежести восприятия и уменьшало травматизм, когда вновь приступали к катанию. В тот день инструктор, которого все звали Сван, ближе к вечеру повёл нас на экскурсию в "Долину Нарзанов". Шли по дороге с песнями и шутками, предвкушая приятный ужин в местном ресторане. Отойдя примерно километр от отеля "Иткол", Сван вдруг свернул с дороги и подвёл нас к реке. "Вот здесь, у этого камня я нашёл по весне тело своего брата и с ним было ещё несколько немцев с ФРГ... произнёс он угрюмо,

- Лавина сошла вот с этого пика. Он также, как и я вас, вёл их в "Долину Нарзанов." Мы все сразу как-то "погрустнели" и дальше шли уже без шуток, опасливо поглядывая в сторону пика "Иткол." Были уже сумерки. Только зашли с открытого поля под защиту камней и сосен, как вдруг в природе что-то произошло, словно раздался вздох большого великана. А потом пошло движение. Непонятно что и как, но что-то двигалось. Все замерли. Дальше удар, и нас всех обдало снежной пылью, настолько густой, что когда я машинально вытянул вперёд руку, увидел её только до локтя. Т.е. с пика сошла мощная лавина и нам просто повезло, что она застала нас не в открытом поле, как брата Свана и немцев, а когда мы уже зашли под защиту скал и деревьев. С двумя девушками случилась истерика, остальным было просто не по себе... Сван буквально пинками погнал нас дальше, а в ресторане заставил всех сразу выпить по 100-200 грамм коньячку и "отполировать" это пивом... Обратно мы шли с песнями, и про лавины никто не думал. Ясно, что ноги у нас разъезжались и бежать быстро мы не могли... Мораль - прежде чем использовать алкоголь для снятия страха, надо "десять" раз подумать, чего вы больше выгадаете или проиграете...

  ОДИННАДЦАТОЕ — БОЕВОЙ КРИК ИЛИ ПЕСНЯ.

       Вы замечали, как рычат звери? Цель - напугать и преодолеть свой страх, если противник сильнее. То же самое может делать и человек. Мой друг, украинский путешественник Голтис, в прошлом трёхкратный чемпион Азии по восточным единоборствам, пол года под руководством своего Учителя потратил на овладение внутриутробным криком дикого слона. Впоследствии это не раз пригодилось в жизни. В частности, в уличных драках, особенно в темноте, бывало так, что от одного этого крика у "драчунов" пропадала охота драться. А однажды, разъярённый карпатский бык, который, кстати, в полтора раза больше испанских быков на кориде, бросился на его жену и дочь. Голтису ничего не оставалось сделать, как заорать так, что этот огромный "бычара" сначала затормозил всеми четырьмя копытами, а потом убегал, поджав хвост, как нашкодившая собачонка. 

  Те, кто занимается восточными единоборствами, знают, что при выполнении некоторых ударов в Ката, боевой крик обязателен. Его назначение помимо цели сделать удар более акцентированным, ещё и напугать, а также преодолеть свой страх, если он есть. Именно по этой же причине бойцы, когда идут в атаку, кричат Ура... Банзай... и т.д.

       ДВЕНАДЦАТОЕ — СТИМУЛ ИЛИ МОТИВАЦИЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХА.

    Несмотря на свои 800 с лишним прыжков с парашютом заставить меня прыгнуть в воду с десятиметровой вышки можно только "под дулом пистолета" или за большие деньги, (НУ, ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ). Но на глазах сына или любимой женщины я делаю это без колебаний.

    ТРИНАДЦАТОЕ - отдельно хотелось бы остановиться на таком явлении как "КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАНИКА".

       Для начала два примера: один прикольный, второй посерьёзнее. После напряжённого парашютного дня приехали с аэродрома голодные, как волки. А у одного из ребят в тот день был юбилейный пятидесятый прыжок, и мама испекла ему большой круглый торт, чтобы он это дело достойно отметил. Быстро провели короткий разбор и приступили к "священнодействию". Да, забыл сказать, что при этом присутствовало 15 "мужчин" возрастом от 18 до 30 лет, 4 девушки и два инструктора - я и Мастер Спорта СССР Геннадий Иванович Кустов. Каждый предвкушал как он сейчас вонзит зубы в большой кусок вкусного торта. И вот "именинник" сделал первый разрез торта пополам, затем ещё разрез... затем ещё...ещё. Торт начал уменьшаться прямо на глазах. На каком-то по счёту разрезе вдруг чей-то истерический голос закричал: "Всё! Всем хватает!" - И сразу 14 мужских рук схватили по куску торта и тут же надкусили... Дальше возникло гробовое молчание.

      Когда опомнились, тарелка на столе стояла пустой. Не досталось "виновнику торжества" и девушкам. Ладно девушкам, но остались голодными инструктора - за такое из парашютного спорта просто выгоняют... Ребята не могли понять, как такое могло произойти. Если бы каждый из них был вдвоём с девушкой, никогда не позволил себе схватить торт, не дав ей ни кусочка. А здесь это сделали все 14 молодых, здоровых парней, каждый из которых считал, что он владеет своими нервами. И всё только потому, что один истошным воплем спровоцировал панику.

      Пример посерьёзнее. Мой друг и однокашник Виктор Мазитов выполнял ночной полёт над Балтийским морем на бомбардировщике-ракетоносце ТУ-16. Вдруг вспыхнул правый двигатель. Командир огневых установок, сидящий в корме спиной по полёту, и у которого правый двигатель находится слева, с перепугу закричал: "Командир, горит левый двигатель." А первое, что надо слелать при пожаре, это перекрыть топливо, поступающее в форсунки.И Виктор, в спешке не глядя, закрыл стоп-кран левого двигателя, как ему "подсказал" КОУ. Потом понимает, что он выключил не то, закрывает стоп-кран и правого горящего двигателя. Дальше самолёт падает с высоты 6600 метров, и лишь со второй попытки на высоте 1500 метров им удалось запустить левый исправный двигатель и произвести посадку на запасном аэродроме. Виктор всегда был храбрым человеком. Он таким и остался. Но в данном случае всё спровоцировал панический крик КОУ.

     МОРАЛЬ — В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДОПУСКАТЬ НЕРВОЗНЫЙ ТОН, особенно руководителям всех степеней и рангов. Он может спровоцировать панику, а эта "зараза" может действовать непредсказуемо на самых стойких и уравновешенных.

   ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ - «СМЕЛОСТЬ ОТ БЕЗЫСХОДНОСТИ» или «МЕСТНОСТЬ СМЕРТИ».

      Природа знает много примеров, когда более слабый зверь бросался на сильного, от безысходности, когда знал, что всё равно погибать. То же самое бывает и у людей. Когда впереди смерть,  нечего уже терять, человек проявляет чудеса храбрости. Именно поэтому спартанцы не убивали воинов, повернувшимся к ним спиной. Чтобы воин знал, если он побежит, его не будут добивать. А Александр Македонский в некоторых сражениях специально не замыкал кольцо окружения и оставлял один проход. Противник, зная, что есть возможность убежать, дрался не так храбро, как мог.

     Всё, что вы прочитали до этого, уважаемый читатель, было МОИМ ЛИЧНЫМ ОСМЫСЛЕННЫМ ОПЫТОМ занятий такими видами спорта, как прыжки на лыжах с трамплина (4 года), бокс (7 лет), восточные единоборства (15 лет), Парашютный спорт(823 прыжка, из них две "отцепки") полёты на дельтоплане (дважды переворачивало на спину и падал "сухим листом"), полёты на парапланах в горах Кавказа и Крыма (в своём самом первом полёте с горы Чегет на парашюте ПО-9, параплан не достали, в страшную болтанку, в которую я полетел только потому, что завтра у меня уже улетал самолёт на на Москву, у меня в нисходящем потоке полностью сложился купол, и я увидел свои горные лыжи у себя над головой - дрожь в руках не проходила пол дня), горные лыжи (с 1974 года ПО 2015 год), походы на яхте, сплавы по порогам рек на катамаране, горный туризм и т.д. а также опыт, накопившейся за 32 года полётов в Морской авиации и 5 лет работы в аэроклубе. Много раз приходилось испытывать СТРАХ самому и видеть, что он делает с другими. Но понятно, что каким бы ты "умным" не был, всегда найдётся тот, кто умнее. Поэтому показал я эти записки своим друзьям, и вот что они добавили:

  Командор украинской команды "EQUITES"(Всадники) ГОЛТИС сразу сказал: "Здесь не хватает ВЕРЫ В БОГА." Знаменитый Российский путешественник ВИТАЛИЙ СУНДАКОВ, когда мы коснулись этой темы, подарил мне свою книгу "Выиграть жизнь" и развил эту тему ещё более жёстко, приводя в качестве примера слова генерала Эйзенхауэра:"В окопах нет атеистов"... А испанская пословица гласит: "Хочешь стать верующим, сядь в лодку и выйди в море в штормовую ночь..." Далее Виталий говорит: "Как бы часто вы не называли наглость - доблестью, Безрассудство - смелостью, а дурь - отвагой, страх знаком каждому. Знание его положительных и отрицательных влияний, а также умение преодолевать или использовать его, является главным условием выживания в любой опасной ситуации.

   А ещё Виталий Сундаков подчёркивает: Страх в ребёнка начинают закладывать родители словами: "Не трогай кошку, она блохастая... Не лезь на дерево, упадёшь... и т.д." Потом эту "эстафету" подхватывают учителя школы: "Будешь плохо учиться, пойдёшь в ПТУ... Кому ты нужен без образования?... Потом этот страх добавляют друзья: "Да, она тебя бросит... Им вторят Средства Массовой Информации, постоянно показывая и рассказывая о всяких авариях, катастрофах, насилии..." Совет простой - Если вы интеллигентный человек, немедленно переключайте канал телевидения, когда вам показывают трупы, кровь, пытки, ужасы физического насилия и т.д. Этим Вы сохраните здоровой психику своего ребёнка. В нём надо всячески поддерживать уверенность в своих силах, лишь в случае крайней нужды подсказывая ситуации, где надо быть осторожным. 

  ВИТАЛИЙ СУНДАКОВ РЕКОМЕНДУЕТ ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ И ДЕЙСТВИЯ ПРИ ЭТОМ БОЛЬШЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ И ПРОИГРЫВАТЬ МЫСЛЕННО В УМЕ. Это станет вашим теоретическим опытом и вполне вероятно освободит вас от непредсказуемой практики...

  Избегайте по возможности ситуаций, развитие которых в сторону опасности вы не сможете контролировать. Не провоцируйте агрессию по отношению к себе, если вы не уверены, что сможете её нейтрализовать... ОКАЗАВШИСЬ ВТЯНУТЫМИ В ЭКСТРЕМАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ — ДЕЙСТВУЙТЕ, АНАЛИЗИРОВАТЬ БУДЕТЕ ПОТОМ, ГОВОРИТ ВИТАЛИЙ СУНДАКОВ... Я много почерпнул у него, когда мы беседовали с ним о проблемах выживания в опасных ситуациях в его имении "СЛАВЯНСКИЙ КРЕМЛЬ."

     Полковник Вооружённых Сил СССР в запасе, экстремал и горнолыжник АЛЕКСАНДР ПИЛИПЕНКО РЕКОМЕНДУЕТ ДЕРЖАТЬ В ПАМЯТИ САМЫЙ СТРАШНЫЙ ЭПИЗОД В ВАШЕЙ ЖИЗНИ, И КАК ВЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕЛИ, тогда всё остальное будет легче.

  Далее, помочь может ЧУВСТВО СТЫДЛИВОСТИ  перед теми, для кого вы являетесь примером, а также ЧУВСТВО ДОЛГА  перед самим собой — ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ПАТРИОТИЗМ и многое другое...

    Чемпион Украины и серебряный призёр России по ножевому бою 2010 г ОЛЕГ СОКОЛОВ  в данном контексте приводит слова основателя этого направления АНДРЕЯ НИКОЛАЕВИЧА КОЧЕРГИНА: "ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ ФОРМИРУЕТСЯ СПОСОБОМ ОСМЫСЛЕНИЯ СВОЕГО ДОЛГА, ПРИ КОТОРОМ СМЕРТЬ ГОРАЗДО ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ ПОЗОРА.

         Каждую тренировку следует начинать с самостоятельной работы по представлению картин собственной гибели. Эта старая японская методика позволяет компенсировать негативную составляющую инстинкта самосохранения и относиться к смерти как к естественному ходу вещей. Более того, смерть порой является единственным достойным выходом для мужчин. ТРУСОСТЬ И ПОЗОР СЛИШКОМ ВЫСОКАЯ ЦЕНА ЗА ЖИЗНЬ.

      СЛАВЯНСКАЯ ЗДРАВА рекомендует, если вам надо посчитать пульс, считать его, прижимая свою сонную артерию на шее. Это упражнение имеет определённый мистический смысл. Наши предки славяне знали это. Область сонной артерии в боевых практиках считается смертельно опасной. Её поражение приводит к летальному исходу в считанные секунды. Поэтому даже лёгкое касание этой области вызывает реакцию сжатия, страха - у разных людей в разной степени. Это инстинкт - врождённый животный страх смерти. Когда мы касаемся данной области, считая пульс, это является своеобразной прививкой от страха смерти. 

  И последнее, чем хотелось бы закончить данную статью, это напоминанием - какими бы мы с вами храбрыми себя не считали, надо помнить, К КАЖДОМУ ВИДУ ОПАСНОСТИ НАДО ПРИВЫКНУТЬ, и человек безупречно справившейся в одной опасной ситуации ещё не факт, что на 100% справится в другой. Поэтому тренировать свою психику на "Смелость" надо регулярно. Как сказал один мой друг: "Если мои подмышки раз в неделю не потеют от страха, то я не живу..." Если мы будем придерживаться этого правила, как впрочем и остальных тоже, указанных выше, то есть шанс выйти победителем из любого случая, который может подбросить нам жизнь. Этого я желаю себе и вам, уважаемые, господа Экстремалы…

      АВТОР БУДЕТ ПРИЗНАТЕЛЕН ВСЕМ, КТО В РЕЦЕНЗИЯХ СМОЖЕТ ДОБАВИТЬ К НАПИСАННОМУ ЧТО-ТО ИЗ СВОЕГО ОСМЫСЛЕННОГО ЛИЧНОГО ОПЫТА. Подчёркиваю — Л И Ч Н О Г О, а не читанного в других источниках или в рассказах других людей.

      На фото — веду бой в полуфинале со сломанным большим пальцем
 правой руки, а потом ещё проведу и финальный бой, который хотя и проиграл, но выступил в нём достойно...

БОНУС для тех, смог дочитать до конца - ВОЗДУШНЫЙ РЕЛАКС


   Кстати, за боем со своей женой Ниной наблюдает с балкона подполковник Иван Федин, будующий Командующий авиации ВМФ России.

Авиационные рассказы:

ВМФ рассказы:

Юмор на канале:

Другие рассказы автора на канале: