Говоря про научную фантастику, мы вспоминаем Уэльса, Жюля Верна, Ефремов, Бредбери, братьев Стругацких и многих других. Но на наш взгляд, одним из самых выдающихся фантастов был самый простой школьный учитель – Константин Эдуардович Циолковский.
Простой? Тут мы явно погорячились.
Константин Эдуардович родился 17 сентября 1857 года под Рязанью. В детстве заболел скарлатиной, и осложнение болезни преследовало его всю жизнь: произошла частичная потеря слуха. Циолковский плохо слышал левым ухом. Работая в школе, просил учеников садиться по правую руку во время ответов, а вот дома возникали проблемы. Имевшиеся на тот момент слуховые аппараты не помогали, и Константин Эдуардович сделал для себя более совершенный слуховой аппарат - помните изображение старика со слуховой трубой, приложенной к уху? Это «Слухач» Циолковского, он позволял ему четко и отчетливо слышать то что ему говорят.
Константин Эдуардович мастерил с детства и очень любил это дело. Кукольные коньки, санки, домики, даже часы с гирьками… Увлечение возникло в детстве, когда Циолковский из-за проблем со слухом оказался лишён большинства детских забав. Говоря современным языков, он был «ребёнком с ограниченными возможностями».
Но это ребёнок вырос гением. После отчисления из Вятской гимназии для мальчиков – за хулиганство и низкую успеваемость (!) он больше нигде не учился, занимаясь исключительно самообразованием. После приезда в Москву гимназическую и большую часть университетской программы прошёл за три года, просто занимаясь в библиотеке. Только вдумайтесь, какой силой воли, характером и воображением надо обладать, что бы дойти от кукольных коньков до идеи создания орбитальной станции, вывести основы аэродинамики, расчётов скорости ракеты, исходя из её начальной и конечной массы... В рамках небольшой статьи сложно перечислить все его разработки, поэтому назовём только те, что относятся к тематике космоса и полётов. Аэростат с цельнометаллическим корпусом, модель управляемого аэростата, теория обтекаемого аэроплана, поезд на воздушной подушке, выдвижные шасси, ну и конечно – ракеты.
Кстати, идея многоступенчатой ракеты и расчёты по ней, это тоже Константин Эдуардович. Ещё в 1894 году он спроектировал обтекаемый моноплан с изогнутым крылом. По своей компоновке этот аэроплан предвосхищал будущее на 20 лет. А ещё газотурбинный двигатель. Аэродинамическая труба, аэродинамические весы и многое другое.
Ну и конечно книги. Фантастические книги Циолковского. Вот что он пишет о Луне: «Мрачная картина! Даже горы обнажены, бесстыдно раздеты, так как мы не видим на них лёгкой вуали — прозрачной синеватой дымки, которую накидывает на земные горы и отдалённые предметы воздух… Строгие, поразительно отчётливые ландшафты! А тени! О, какие тёмные! И какие резкие переходы от мрака к свету! Нет тех мягких переливов, к которым мы так привыкли и которые может дать только атмосфера. Даже Сахара — и та показалась бы раем в сравнении с тем, что мы видели тут…» Похоже на фотографии лунной поверхности? Но это написано в 1893 году! Циолковский никогда не был в космосе. Никогда! Он не застал первого спутника, первого человека в космосе, но он знал! Знал и видел это в своём воображении, основываясь на полученных знаниях, которые искал и находил.
Но Циолковского интересовали и гуманитарные проблемы. Кстати, свои философские взгляды он сам называл «космической философией». Согласно идеям Циолковского, общество в процессе эволюции должно стать единым, эволюционировать от разобщённости к единству, стать единым феноменом космического масштаба и космического значения. Как многие русские космисты (а Циолковский принадлежал именно к этому философскому направлению), он полагал, что человек в процессе эволюции как телесной, так и духовной составляющих становится бессмертным и самообновляемым. Человек должен распространить свою преобразовательную деятельность далеко за пределы земного шара, участвовать в преобразовании природы, самого себя и представителей иных космических рас к лучшему, прежде всего с точки зрения нравственности.
Были у Константина Эдуардовича и очень странные – с современной точки зрения – идеи. Мало кому
известно, что он во многом придерживался позицией евгеники: например, он полагал, что «более совершенные формы жизни» имеют преимущество в «праве на жизнь»; что человеческая природа несовершенна и должна улучшаться, в первую очередь – научно обоснованными «подходящими браками», а «неполноценные» - преступники, больные – должны быть обречены на безбрачие или бесплодные браки. Ничего удивительного: начало XX века – расцвет евгеники, которая ещё не была скомпрометирована расовой теорией нацизма и считалась вполне академической наукой*…
И ещё, Константин Эдуардович учил. Учил детей, взрослых. Вот что писал об уроках Константина Эдуардовича смотритель Боровского училища Илья Любимов: «Уроки г. Циолковского всегда оставляют по себе весьма приятное впечатление. Его приёмы преподавания просты, наглядны и практичны, оживляют и заставляют быть внимательными учеников во все время урока. Вследствие такого преподавания дети без особого труда и сознательно усваивают изучаемый предмет. Готовых правил и теорем учитель никогда не даёт детям, а они сами с помощью учителя, посредством решения многих частных вопросов и задач, приходят к той или другой истине, к тому или другому положению… Г-н Циолковский предан своему делу и продолжает своё самообразование, читает руководства по математике не только русских, но французских авторов; занимается алгеброй и высшей математикой; делает сам модели геометрических тел и физические приборы. Под руководством такого умелого, практичного и образованного учителя ученики умственно развиваются и приобретают серьёзные познания в математике»**. Помните «Полдень» Стругацких? Как нам кажется, в образах учителей, которые упоминаются только мельком в их книгах, и есть Циолковский.
Кто-то может сказать, что обилие упоминаний Константина Эдуардовича, в памятниках, марках, книгах и так далее, это пропаганда. Нет. Это вполне заслуженное отдание дани этому великому и гениальному человеку. Учёному, философу, писателю и Учителю.
______________________
* О евгенических взглядах К.Э Циолковского можно почитать в статье А.Я. Иванюшкина «К.Э. Циолковский и русская евгеника» ... Или почитать труды самого Константина Эдуардовича, например: Циолковский К.Э. Научная этика//Гений среди людей. — М.: Мысль, 2002.
**При подготовке статьи использовались материалы с сайты Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского)