Давным-давно маркетолог работал так. Садился за Excel, переносил туда все данные за месяц из толстой тетрадки. Крепко думал. Писал пару формул, добавлял фильтры, графики строил. Когда компания запустила сайт — ему еще и Google Analytics пришлось подучить. Чувствовал он себя после этого примерно как Нео, остановивший пули:
Пришел 2020, всё стало немного сложнее. Та компания, где работал маркетолог, стала исповедовать performance marketing и data-driven подход. Она продает через интернет-магазин, лендинги, мобильное приложение, директ Instagram и телеграм-бота. Маркетинговых каналов расплодилось, как кроликов. Все ругаются какими-то ROI и EBITDA.
В общем, данные оказались повсюду. А маркетолог — в самом центре этой круговерти.
Почему Excel-таблиц уже не хватает
Знать Excel или Google-таблицы на продвинутом уровне — это круто. Понимать, как пишутся формулы, уметь настраивать сложные фильтры, писать макросы — всё это нужно каждый день.
И иногда очень удобно по-быстрому накидать таблицу, чтобы посчитать ROI по разным рекламным каналам.
Но потом вы обнаруживаете себя в странном месте. Вы только тем и занимаетесь, что просите программистов выгрузить данные за такой-то период по такому-то филиалу. Потом тащите это всё в Excel. Докручиваете руками, чтобы с этим можно было работать. Пишете формулы. Сортируете. Делаете копии листов и копии копий…
На таблицы и отчеты уходит ¾ вашего рабочего времени. И вот вы думаете: почему на дворе 2020, Илон Маск делает нейроимплант, а я до сих пор пересылаю копии экселек? А когда мне маркетинговые гипотезы сочинять с креативами, A/B-тесты придумывать?.
И хорошо, если вся эта ваша табличная эпопея лежит в облаке с настроенными правами доступа. А если в общем доступе где-то на локальном сервере? Открываете ноут под чашку утреннего капучино и видите: сводная таблица покрылась ошибками. Начинаете искать причину: оказывается, что кто-то случайно удалил лист из одного файла, а вам не сказал.
Ладно, как из этого персонального ада выбраться?
SQL для маркетологов или почему нужно быть немножко программистом
Вы, наверное, слышали такую фразу: компании научились накапливать данные, но до сих пор не умеют с ними работать.
В большинстве случаев так и есть. А разгадка проста — чтобы работать с большими объемами данных, нужно много человеко-часов. Ну или годная автоматизация и специалисты, которые умеют ее готовить.
Вот тут и пригождается SQL.
SQL (structured query language) — это язык программирования, который используют для работы с базами данных. Одну и ту же задачу со знанием SQL можно сделать раз в десять быстрее, чем когда вы будете импортировать выгрузки в Excel.
Пример для наглядности.
У вас есть excel-таблица на 250 000 строк. Там данные о покупках за месяц в хронологическом порядке. А вам надо понять:
- Какой показатель конверсии был у покупателей, перешедших по рекламе в фейсбуке;
- При этом чтобы они были из Москвы и области;
- Ранее не совершали покупок в магазине;
- Сделали покупки в будние дни с 12:00 до 18:00;
- Зашли с мобильных устройств с операционкой iOS и iPadOS;
- Купили на сумму в интервале от 3000 до 5000 рублей.
- И после всего этого: отсортировать полученные результаты по трем интервалам, от большего к меньшему.
Уже представляете, сколько телодвижений вам придется сделать, если всё это рассчитывать в Excel? С помощью языка программирования SQL всё происходит значительно проще. И не спешите пугаться сочетания «язык программирования». Здесь всё вполне просто и логично.
Вот примеры команд и что они делают:
SELECT
Выбирает данные из всей таблицы. Эту команду пишут в начале, а потом уточняют, что именно выбрать — другими командами.
FROM
Откуда данные брать. Например, вы пишете команду: SELECT * FROM orders — если отправить команду в таком виде, то получите выборку всех заказов.
WHERE
Задает любое дополнительное условие. Хотите получить покупателей только из Москвы — пишете: SELECT * FROM orders WHERE City=”Moscow”. Таким же образом можно задать вообще любое условие: например, всех лидов с iOS.
И так далее, по тому же принципу. Вы добавляете новые и новые команды, с помощью которых можно делать с данными ВООБЩЕ ВСЁ: сортировать, фильтровать, объединять один таблицы с другими, находить данные на пересечении.
Но с той разницей, что здесь на написание кода у вас уйдет минут 30, а в таблицах вы бы парились пару дней.
Маркетолог со знанием SQL — уже не редкость
Вы, конечно, видели, что появляется больше и больше вакансий маркетологов-аналитиков, data-аналитиков и всего подобного. А «отличное знание Excel» всё чаще дополняется «умением писать на SQL».
Компании становятся более технологичными, им нужны T-shaped сотрудники — те, которые и в маркетинг могут, и в технологиях разбираются. Иначе диалога с техническим отделом у такого специалиста просто не получится. Да и задачи он будет выполнять неделями.
Где маркетологу научиться SQL?
Мы сделали онлайн-курс «SQL для анализа данных», который заточен именно под потребности «нетехнарей»: маркетологов, владельцев бизнеса, аналитиков.
Что это значит?
- Там будут только прикладные занятия, никаких изучения алгоритмов ради изучения алгоритмов.
- Всё на живых примерах — круто и подробно.
- Научим работать с разными системами управления базами данных: MySQL, PostgreSQL, MS SQL. Устанавливать ничего на надо, у вас уже будет настроенная тестовая среда.
- Мы научим всем SQL-командам, которых вам хватит для работы с любыми объемами данных.
Длительность курса — 3 месяца, чтобы его пройти за это время, достаточно заниматься по 3-5 часов в неделю.
Кто преподает?
Вашим преподавателем будет аналитик данных Илья Мещеряков. Он занимается аналитикой в телекоммуникационных компаниях 14 лет, разрабатывал и внедрял системы маркетинговой и финансовой отчётности в МТС, а сейчас работает аналитиком в проекте «WiFi в метро».
Есть бонусы участникам!
В подарок каждый студент курса получает 2 месяца бесплатного изучения английского языка в школе EnglishDom по четырем направлениям: бизнес-английский, собеседование на английском, подготовка к IELTS и английский для IT.
И самое главное, вы можете приобрести курс со скидкой 30%, сэкономив порядка 12 000 рублей. При оформлении беспроцентной рассрочки на 12 месяцев платёж составит всего в 2 450 в месяц. А также при единовременной оплате на сайте вы можете сэкономить ещё 1 500 рублей 😉
Чтобы записаться на обучение, листайте вниз, переходите на страницу курса — там еще больше подробностей о программе и ваших будущих навыках.