Даже самым яростным ненавистникам "Довода" Кристофера Нолана приходится признавать, что для своей новой картины он выбрал увлекательную и многогранную тему, которая позволила наполнить ленту великолепными спецэффектами, уникальным экшеном и глубоким смыслом. Но в данном материале мне бы хотелось поговорить о другом - о том, что сам "Довод" стал явлением, главным героем и оружием в той битве, которая в большой степени от обывательских глаз скрыта. Фильм Нолана выступил основной боевой единицей в сражении за кинотеатры и зрительский интерес к масштабным блокбастерам, от которых зависит будущее индустрии.
И эту битву "Довод" проиграл. Тот, кто должен был спасти мир, оказался его могильщиком...
Киноиндустрия в период пандемии оказалась в бедственном положении: кинотеатры закрылись, премьеры перенеслись в онлайн или оказались отложены на неопределенный срок. Долгое время все замерло на краю пропасти, и именно на "Довод" были возложены надежды на то, что публика, соскучившись по зрелищу, рванет в кинозалы. И ставка выглядела разумной: ярчайший режиссер последних лет, интригующий сюжет с инверсионной временной линией и угрозой конца света, массированная реклама - студия WB определенно верила в то, что картина увлечет зрителя и станет прорывом даже не сюжетно, а физически. Да и другие мейджоры с интересом следили за тем, как отчаянный смельчак Нолан попытается прорвать кокон, образованный карантином.
К сожалению, дорогостоящий проект провалился в американском прокате, и даже со внушительной международной кассой показал, что индустрия пока не имеет поводов для оптимизма. Больше того, фактически "Довод" ухудшил ситуацию и повлиял на студии самым негативным образом - опыт WB шокировал других мейджоров, и те спешно стали сдвигать свои запланированные релизы на 2021 год. В результате кинотеатральный конец 2020-го превращается в выжженную пустыню.
Американская катастрофа "Довода", как ни странно, больнее всего ударила по кинотеатрам. Крупнейшие сети закрыли свои залы еще весной, после чего заявили об ужасающих финансовых потерях - АМС только за первый квартал 2020-го понесла убыток в 2 миллиарда долларов. Конечно, сети ждали возвращения больших фильмов, конечно, они были готовы открыться по первому зову Disney, Paramount, Warner Bros. или Sony. Но студии осторожничали и все крупные летние релизы постепенно переместились на позднюю осень и далее. Остался только Нолан (даже "Мулан" в Disney предпочли выпустить через интернет), но дальше случилось страшное.
Несмотря на то, что в США 44 из 50 штатов дали разрешение на открытие кинотеатров в сентябре, "Довод" в первый уикенд собрал 20 миллионов долларов. 20! Для сравнения, в те же дни год назад в кинозалах стартовала вторая часть "Оно" от той же студии, и эта картина принесла в первые выходные 90 миллионов. Да и у самого Нолана результаты всегда были лучше - "Начало", столь же сложное и запутанное, стартовало с 60 миллионами сборов. При бюджете в 200 миллионов долларов, чтобы выйти на точку безубыточности, фильму нужно собрать 400-450 миллионов, но даже с международными рынками с их 200 миллионов этот рубеж теперь выглядит непреодолимым.
По итогам второй недели в американском прокате касса "Довода" пополнилась еще 7 миллионами, и провал стал очевиден. При этом сборы кинотеатров, по сведениям аналитиков, не покрыли операционные расходы кинозалов - то есть открывшиеся мультиплексы от показов "Довода" не выиграли, а проиграли. И это может стать самой большой проблемой на ближайшие месяцы - круг замкнулся: показывать нечего и незачем, все стороны ждут только потери и разочарования. В относительном выигрыше остались только те кинотеатры Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, которые на уловку Нолана не купились или не получили разрешение на открытие - они теряют сейчас меньше других. "Довод" не спас положение, а похоронил кинопоказ еще глубже.
Нет никаких сомнений, зрители оказались не готовы идти в кинотеатры. Это касается не только Америки, хотя случай "Довода" показателен, существенно меньшее наполнение залов наблюдается и в Европе, и в Азии, и у нас - при полном отсутствии конкурентов за две недели фильм привлек в России менее 1,5 миллионов зрителей. Год назад уже упомянутый "Оно-2" два миллиона зрителей посмотрели только в первые выходные. Безусловно, WB сделает все, чтобы "Довод" продолжал крутиться в кинозалах неопределенное время, но большого притока денег студии ждать уже не стоит. Однако, самое страшное здесь - реакция других игроков.
Но начать стоит с самой Warner Bros. - лучшим показателем того, что выпуск "Довода" воспринят, как провал, стал перенос релиза "Чудо-женщины". Сиквел супергеройского боевика с октября махом улетел на рождественские выходные. И вовсе не факт, что это окончательная дата, мир постепенно вливается во вторую волну пандемии, которая может затянуться до зимы, и ни о каком новогоднем кинотеатральном буме тогда речи не будет. Запаниковали и другие. Universal перенесла выход ребута "Кэндимена" на 2021 год, Paramount задвинула на следующий год "Лучшего стрелка 2", глава Sony заявил, что ни один из их проектов стоимостью выше 100 миллионов не выйдет на экраны, пока в работе кинотеатров не образуется какая-то стабильность. Даже "Гренландия", которая у нас худо-бедно уже прошла, в Америке отложена до "лучших времен"...
И что же мы тогда имеем на остатки 2020-го? Из крупных релизов в календаре пока остаются лишь два проекта: "Черная вдова" от Marvel и "Не время умирать" от MGM, но нужно признать, что и этих фильмов мы скорее всего не увидим. Про сольник Наташи Романофф давно ходят слухи о переносе, а продюсеры Бондианы вряд ли захотят устроить Дэниелу Крейгу столь провальные проводы. Есть еще "Дюна" Дани Вильнева (я о ней хочу отдельно написать), которая пока стоит в графике на декабрь, но и ее WB очевидно отправят в 2021-й - еще один провал 200-миллионного проекта кого угодно может подкосить.
Получается, что ничего серьезного, никаких проектов-событий в ближайшие месяцы мы не увидим, и это грозит обрушить индустрию еще сильнее. Кинотеатры, которые во многом сейчас работают в убыток, ожидая возмещения ущерба за счет притока зрителей на крупные премьеры, вынуждены будут закрыться обратно до лучших времен - до Нового года, а то и до весны. В то же время дефицит фильмов в кинотеатрах повлечет еще больший отток зрителей, который уже привык к домашнему просмотру и больше не видит необходимости идти в кинозал ради фильма, доступного онлайн. Мои худшие прогнозы, опубликованные еще в апреле (раз и два), увы, сбываются.
Как и многие, я очень надеялся на то, что "Довод" изменит расклады, что публика опомнится и рванет хрустеть попкорном и швыркать колой в темных кинозалах на удобных креслах. Приходится признать - чуда не произошло. Больше того, волшебство и магия оказались разрушительным оружием, которое лишь ухудшило положение - теперь мы рискуем остаться без большого кино еще на очень долго. А если что-то студии и рискнут показать, то может получиться, что их негде будет показать.
Впрочем, давайте сохранять оптимизм, мы еще не все доводы растеряли. Мир не рухнул под прессом пандемии, некоторые сферы жизни нормализовались, часть экономики возрождается, хотя кому-то это дается труднее. Наверное, киноиндустрия прежней уже не будет, но хочется верить в самое светлое.
Не болейте, и Увидимся - все-таки - в кино!