Найти тему

Театр в древней Армении

Одним из важнейших искусств эллинистической эпохи являлся театр. И Великая Армения как часть той эпохи не отставала в культурном плане от общих тенденций, особенно в период Армянской империи.

Первые упоминания о театрах исходят от Плутарха. Именно Тигран II дал старт развитию этого искусства, торжественно построив в столице Тигранакерт театр. Когда Лукулл вошёл в город, то увидел множество актёров из разных уголков, которые были призваны царём Армении.

Армянский театр не был римского типа, хотя так считали ряд авторов. Ведь первый постоянный театр в Риме возвели во времена Помпея, то есть позже, чем в Армении. Раскопки в регионе показывают популярность именно эллинистического стиля.

Некоторые из театров в Малой Азии были возведены во времена Тиграна II и раньше, так что в границах империи было широко развито театральное искусство. К слову, восточные театры размерами были больше греческих. Так что можно предположить, что главный театр процветающей империи, на открытие которого актёры стекались с разных частей страны, был колоссальных размеров.

Для театра требовался склон для зрительских мест. Таким склоном служили Тигранакертские горы, окружавшие город. К сожалению, мы не можем узнать точно как выглядел театр, но соседние образцы показывают, что театр мог быть наравне с пергамским, высота которого была 46 метров(на изображении именно он).

Естественно, театр был возведён и в политических целях, для укрепления авторитета в эллинистического мире. Его дело в этой сфере продолжил и Артавазд II, который и сам писал пьесы. Есть предположение, что он также и сам принимал участие в пьесе, по крайне мере, такой опыт известен в Сирии.

Особо важно здесь отметить Арташатский театр. Тот самый, где ставили "Вакханок" Эврипида и где армянскому и парфянскому царю принесли голову римского полководца Красса. Здесь театр стал частью политики: ведь сама свадьба его дочери с парфянским царевичем была знаком установления дружестенных отношений. В этом плане символично, что до этого Лукулл отпраздновал победу над Арменией именно спектаклями в Тигранакертском театре.

Да и сама пьеса соответствует "сюжету". Дионис, родом из Малой Азии, приходит в Фивы к царю Пентею. Дионис стремился подчинить его себе, сказав что его чествуют все варвары. Когда Пентей сказал, что они глупее эллинов, то Дионис возразил - "в этом варвар выше грека". В конечном счёте, Пентей убивается вакханками по приказу Диониса, которые отрубили ему голову.

Ту самую, которую бутафорской заменили в пьесе на голову Красса. Фактически, выбор спектакля Артаваздом был неслучайным. Здесь под Дионисом имелся ввиду Восток, а под Пентеем - самонадеянный Красс. Всё это указывает на то, насколько развито было театральное искусство Армении и как оно завуалированно использовалось в политике.

Артур Акопян ИАПС Антитопор