В последние несколько лет фонд «Доброе дело» помогает людям не только делом, но и словом. Красиво оформленным, «вкусным» словом, с яркими картинками и в нарядной обложке. Вы, наверное, догадались, что речь идёт о книге «Письма добра»!
И сегодня у нас интервью с Екатериной Бирюковой, дизайнером, которая воплотила в жизнь замысел президента фонда Алексея Юрьевича Невьянцева. Она превратила сухое техзадание в книгу, которая сегодня стоит на книжных полках у многих наших друзей и последователей по всему миру, а ещё путешествует по России, доставляя добрые истории в самые отдалённые уголки.
- Екатерина, какие дороги добра привели вас в фонд «Доброе дело»?
- С фондом я сотрудничаю с октября 2016 года. Началось всё с того, что наши общие знакомые посоветовали Невьянцеву в качестве дизайнера меня. Он тогда собирался делать самую первую книгу «Добро идёт через года» - про своего дедушку Ивана Тимофеевича Губко... Ну а дальше всё просто: Алексей Юрьевич ко мне обратился, мы встретились, обсудили его пожелания и начали работать.
- Как появилась серия книг «Письма добра»?
- После издания книги «Добро идёт через года» мы придумали книгу «Письма добра». Конечно, придумал её Алексей Юрьевич и пришёл к нам с идеей, что хочет издать книжку добрых историй, огромная коллекция которых собрана на сайте и в социальных сетях фонда. У нас на тот момент была сложившаяся инициативная группа сотрудников и волонтёров фонда - наш творческий коллектив, который делал первую книгу. И вот с помощью мозговых штурмов за несколько встреч оформилась идея книги «Письма добра». Сразу обсуждался интернет-проект книги, чтобы она была доступна всем пользователям сети Интернет в электронном виде.
- Как был придуман дизайн книги, или, говоря профессиональным языком, «сетка вёрстки»?
- Строго говоря, первая книга «Письма добра» сделана вне сетки вёрстки, нестандартно. Но это было отчасти пожелание Алексея Юрьевича, потому что он хотел, чтобы книга выглядела как интернет-страница. На тот момент, когда создавалась книга, это было очень популярно. Невьянцев в своих пожеланиях ориентировался на блоги, потому что книга изначально не планировалась к печати, как именно печатное издание, на бумаге. Предполагалось, что книга будет исключительно сетевая. В тот момент, когда мы разговаривали о визуальном контенте, у Алексея Юрьевича вышло большое интервью в интернет-издании Шайтанка.ру, и ему очень понравилась визуальная подача материала. Там было очень много иллюстраций и минимум текста на страничке. (Ссылка на то самое интервью) И поскольку Алексей Юрьевич заказчик, то его требования были на первом месте. Поэтому первая книжка была сделана похожей на интернет-издание. Главный редактор, Валентина Павловна Демидова, подбирала тексты, выстраивала драматургию книги, а иллюстрациями занималась я. Сначала читала текст, а потом искала подходящий визуальный контент.
- Оформление обложки, которая стала одной из визитных карточек фонда и книги, тоже вы разрабатывали?
- Да. Но по поводу обложки у Алексея Юрьевича особых пожеланий не было. Я отталкивалась от названия. Единственное, что попросил Невьянцев, использовать небесный фон, и обязательно должно было быть солнышко – логотип фонда, чтобы стилистика перекликалась с оформлением сайта.
- Когда издали первый том «Писем добра», то с остальными книгами дело быстрее пошло?
- Пожалуй, нет. Безусловно, мы учли все ошибки первой книги. Если положить рядом первый и втором том «Писем добра», то можно увидеть, что во втором томе уже более регулярная сетка, и книга стала больше похожа на книгу, а не на журнал. А в остальном быстрее не стало, потому что картинки я также подбирала под содержание. Это длительный процесс.
- Последний на данный момент том «Письма добра. Пишут дети» посвящён проекту «Уроки добра» и состоит из детских рисунков и сочинений. Наверное, эту книгу было готовить проще?
- На самом деле это была самая «тяжёлая» книга. Потому что когда мы только задумывали книгу детских рисунков, у меня было несколько идеализированное представление о том, как всё это должно выглядеть. У нас были первые пробные результаты уроков добра, которые проводила педагог Марина Михайловна Ячменёва, одна из наших идейных вдохновителей, и работы, которые мы получали от её детей, очень сильно отличаются от тех, которые мы получали от детей позднее, когда уроки добра ушли в массы. К сожалению, было очень много «взрослых» работ: даже не специалисту было видно, что это не дети рисовали, а родители. Я не ожидала такого формального подхода и расстроилась, откровенно говоря. Но я понимаю, что тут много всего совпало. И прежде всего то, что дети массово ушли на удалёнку. Если бы дети выполняли рисунки на уроке в школе под руководством учителя, было бы всё не так. А тут всё это делалось дома... Ну что получилось, то получилось! Конечно, я не могу сказать, что очень довольна этой работой, но всё-таки первый массовый заход у нас получился на твёрдый «зачёт».
- Что вы, кроме книжек, верстаете для фонда?
- По мере необходимости я делаю промоматериалы, листовки, буклеты, иногда готовлю на сайт материалы. И для аудиокниги я готовила иллюстративный материал. Но в основном всё вертится вокруг книжек. Как в 2018 году мы закончили первую книжку «Добро идёт через года», так вот уже три года занимаемся проектом «Письма добра». И это действо ни на один день не прекращается, за исключением буквально нескольких дней за два года, когда Алексей Юрьевич уезжал отдыхать.
- Катя, чем вы занимаетесь помимо фонда и помимо работы?
- У меня есть «дача-огород-картошка», но это летом. Ещё у меня есть сын-третьеклассник. Поэтому уроки и прочее. Так что дом-работа, упал-отжался. По возможности стараюсь путешествовать. Дороги и впечатления меня лечат и вдохновляют. А ещё с удовольствием упражняю мозги и нервы на популярных нынче квизах.
- А что для вас значит работа в фонде?
- Если в профессиональном плане, то благодаря Невьянцеву я вернулась к книгам! Потому что делать как минимум две книги в год – это хорошо. До этого у меня была книжка раз в пятилетку! Книги - часть моей профессии, по которой я очень сильно скучала и которой мне не хватало. До 2010 года я работала в периодике, делала книжки в различных издательствах, и этот процесс очень люблю. Сейчас, несмотря на то, что я продолжаю работать дизайнером рекламы и полиграфии, это работа совершенно другого характера. Алексей Юрьевич меня вернул к любимой профессии! Но до этого лета я себя не ощущала сотрудником фонда, если честно. Потому что общалась только с двумя-тремя людьми: с главным редактором Валентиной Павловной Демидовой, с членами редколлегии, с Невьянцевым. Я, конечно, знала, что в фонде есть штат сотрудников и волонтёров, которые воплощают в жизнь все замыслы Алексея Юрьевича, но напрямую с ними не сталкивалась. Теперь всё меняется. Меня стали включать в различные проекты. И я уже начала привыкать.
- А в моральном плане работа в фонде что-то приносит?
- Честно говоря, я не задумывалась над этим. Работаю себе и работаю. Однако когда Алексей звонит мне и с радостью рассказывает, что вот «этим подарили книжку», «туда наша книжка уехала», «сюда книжка наша уехала», то, конечно, я чувствую удовлетворение. Отрадно осознавать, что моя работа живёт своей жизнью.
Именно творение Екатерины Бирюковой – книга «Письма добра» – сейчас основной двигатель нескольких далеко идущих проектов фонда «Доброе дело». И рубрика про путешествия книги «Письма добра» #письмадобраповсюду - лишь малая часть огромного замысла Алексея Невьянцева.
А четвёртый том книги «Письма добра. Пишут дети» с рисунками и сочинениями детей получился очень необычным и ярким: мы приложили массу усилий и привлекли несколько профессиональных художников для самого тщательного отбора «настоящих» детских рисунков. Екатерина – немного идеалист, поэтому смотрит на своё детище чуть более придирчиво, чем остальные его создатели.
Сейчас, к 13-летию фонда «Доброе дело», мы работаем над проектом под рабочим названием «Летопись фонда». Екатерина, как последнее, самое важное звено в цепочке создания книги, уже начала вёрстку, и «Летопись…» выйдет совсем скоро.
А тем временем мы, журналисты и сотрудники фонда, кураторы проекта «Уроки добра. У дружбы нет породы», активно собираем истории для пятого тома книги «Письма добра», куда войдут реальные истории о собаках, кошках и других животных, которым судьба подарила невероятный шанс и самых лучших хозяев или спасителей. И как только Екатерина сдаст в печать «Летопись фонда», ей на почту «упадут» первые добрые истории о счастливых домашних (и не только) животных. Проект «Письма добра» продолжается…
Текст: Екатерина Метелева