Всем привет. Детально рассмотрел устройство самолёта с вертикальным взлётом Як-38.
Самолёт с вертикальным взлётом очень сложная машина. И как следствие при доводке конструкции до боевой кондиции неизбежны лётные происшествия.
Як-38 мог летать как самолёт и как вертолёт. Взлетать и садиться вертикально. Конструкция самолёта была сложнейшей.
И как следствие Як-38 имел выдающеюся аварийность. За те 15 лет, что самолёт эксплуатировался, в лётных происшествиях из 231 самолёта 48 было потеряно. И как следствие за многочисленные аварии наши лётчики придумали поговорку: «В небе реет грозный Як, Як об палубу …уяк!»
Конструкция самолёта интересная. На машине установлены три двигателя. Две силовые установки были размещены за кабиной пилота и отвечали они за вертикальный взлёт. При этом топливо тратилось неимоверное количество.
А третий (главный) двигатель был размещён посерёдке корпуса. На этом двигателе было расположено сопло (слева и справа) с поворотными накладками. Управлялись сопла при помощи гидравлической системы.
А теперь представьте, насколько это всё было тяжело сконструировать, рассчитать и заставить летать. Мало того летать, а выполнить боевые задачи. На фото ниже: так выглядит сопло внутри.
Хотя есть мнение (сериал Красные звёзды») что по боевой эффективности Як-38 уступал нашему вертолёту Ка-29.
Ну и интересные факты про эту машину.
1. Благодаря русской смекалке управление двигателями было механическим. А на западе считали, что без бортовой ЭВМ синхронизовать работу 3 силовых установок невозможно. А наши сделали.
2. В ЯК-38 была применена система струйного управления, а до появления двигателей с отклоняемым вектором было еще много лет.
3. ЯК-38 был слабым бойцом, но он был хорошим демонстратором военно-технологической мощи СССР.
Всем спасибо. Обязательно подпишитесь на канал «Промышленного туриста»!