Найти тему
Субъективный путеводитель

Дольмен Пир-Гала-Атлы. Бонусный уровень знаменитого Гобустана (Азербайджан).

Ну а вечером, когда мы по грунтовке спускались с грязевого вулкана, Гобустан (ссылки в конце поста) предстал холмом с гигантской россыпью причудливых камней, на которых я пытался разглядеть наскальные рисунки. Это Кичикдаш, Малый камень, второй массив петроглифов, куда большинство туристов не добирается. Да и не знаю, разрешено ли вообще сюда заходить.

-2

А где-то за ним припрятана ещё одна достопримечательность - дольмен Пир-Гара-Атлы (святыня Чёрного Всадника), чтимый скорее всего ещё первобытными людьми, потом язычниками, потом зороастрийцами и вот наконец мусульманами. Про дольмен написано в большинстве путеводителей, но уже из чужих путевых заметок я знал, что большинство местных гидов не в курсе, что это такое и где. Выйдя на остановке у трассы, я сразу направился к стоящим поодаль таксистам, и первый же встреченный дядька разулыбался и сообщил, что я пришёл по адресу - он как раз родом из той деревни, которая стояла раньше у дольмена, и знает туда дорогу.

Цену он сначала заломил какую-то суровую, и даже не сразу я его убедил, что на грязевых вулканах я уже был, а под Гобустаном меня ждать не надо. "Только на дольмен" он был готов ехать манат за 20 (около 800 рублей), и после небольшого торга согласился за те же деньги ещё и доставить меня на Гобустан. Вот мы свернули с трассы на грунтовочку спиной к морю, и впереди из жёлтой земли выросла целая стена валунов... а под ней забор да запертые ворота.

-3

К воротам прилагался ещё и охранник, сообщивший нам, что это запретная зона и ездить туда можно только выходцам из той самой деревни - на свои пастбища да к могилкам предков. Водитель удивился вполне искренне, некоторое время попрепирался с охранником по-азербайджански, а потом спросил, согласен ли я ехать дальше, если придётся заплатить ещё 5 манат? Я согласился, а о причинах запрета водитель ничего внятного мне объяснть не смог. Была ли это грамотная разводка незадачливого мистера или реальная государственная прихоть, которую он постыдился описывать иностранцу - не знаю, оба варианта вероятны в равной степени.

-4

Да и думать о разводках и прихотях мне было не особо интересно - за воротами и валом валунов мы попали словно в какой-то другой мир, средневековый и дикий, как глухомань Кызылкум. Среди уже в мае выжженной степи встречают Звери, хорошо знакомые помнящим 1990-е по графическому клипу группы "Tequillajazz":

-5

Крабы, рыбы, чайки, сойки,
Мыши, змеи, рыси, волки -
Все придут ко мне
...

-6

Пара менгиров отмечают не святилище, а развалившийся загон - сколько таких коллизий я видел прежде в археологических музеях и на древних городищах, а теперь мы словно ехали сквозь времена их создания:

-7

Конечно, девственность этой странной долины обманчива, и за очередным поворотом мы увидели несколько грузовиков. Но даже грузовики здесь оказались старенькими "мерседесами", более привычными на дорогах в соседнем Иране.

-8

Ещё немного - и мы свернули с грунтовки на маленькую круглую площадку с домиками по краям. Это зияратгох - место паломничества вокруг пира (святыни), куда народ приезжает на праздники типа Навруза или за благословением в каких-то важных для себя делах. Тут есть мечеть с коврами на полу и кухонька со шкафом посуды - ведь зиярат не обходится без забивания барашка. Большую же часть года здесь живёт хранитель дольмена, добрый карлик по имени Гамлет, регулярно попадающий в кадр туристам, но вот мне не повезло - он куда-то уехал:

-9

Дольмен состоит из гигантской плиты, лежащей на двух плитах поменьше. Очертания Гара-Атлы многим напоминают осёдланного коня, отсюда и его название - святилище Чёрного Всадника:

-10

Сам дольмен сложила, думаю, всё же природа, заодно украсив его камнями-сотами у ворот:

-11

Древние люди, возможно кочевники, похоронили под ним кого-то важного и чтимого - например, вождя или старуху-шаманку. А может и могила появилась позже, значение же поначалу имела только форма скалы - проём. Затем, как часто бывает в этой части мира, над дольменом сменялись религии и государства, а с ними и легенда (у тюрок пиры обычно считаются могилами странствующих проповедников ислама), но сам народный культ у пира продолжал жить. К Чёрному всаднику приходят в основном женщины, и по проблемам тоже женским - молитвы у дольмена унимают боль...

-12

А люльки с дарами на дальней стене повязывают, чтобы завести ребёнка - считается, что если люлька упала, значит привязавшая её женщина благополучно забеременела. Сам я не стал заходить под камень, но всё-таки сделал пару кадров с порога:

-13

Гобустан. Петроглифы.

Гобустан. Грязевые вулканы.