Анализируя прошедшее время, хоть я уже вроде как нахожусь в стадии принятия, я постоянно думаю, что я могла изменить, если увидела, что с сыном что-то не так гораздо раньше. Если б не слушала успокаивающих родственников и друзей, знающих кучу примеров с детьми, которые молчали, а потом как прорвало... Если б знала, на что нужно обратить внимание... Каким бы сейчас был мой сын?
До рождения сына, у меня была ситуация "знакомства" с моторной алалией.
Когда дочке было 1,6 -1,7 г., она не говорила. У нее было несколько слов, четких проговариваемых слов.
Когда Ульяна родилась, на пике популярности были всевозможные методики раннего развития и только открывающиеся детские центры, только учились стричь деньги с родителей, не разбирая есть у них необходимость в занятиях или нет.
Прочитав книгу Масару Ибука "После трех уже поздно", я запаниковала, что упустила уже 9 месяцев времени, которое могла бы развивать ребенка))) и потащила дочь в детский развивающий центр на занятия по методике Монтессори "Вместе с мамой".
Все карточки, развивающие игрушки. кубики Зайцева были у нас дома. Карандаши, ножницы, клей, цветная бумага - горами.. Я изучила методики Никитиных, Домана, Лупан, Монтессори, скачивала и покупала книги, презентации, распечатывала и мастерила игры, составляла планы занятий. А она не говорит!!!
И вот, накрутив себя, начитавшись в интернете всего о неговорящих детях, в 1,7 я потащила дочь в логопедический центр, куда записалась к логопеду с 25-тилетним стажем. Логопед нас приняла со всей важностью своего опыта и, не глянув на дочь, расспрашивала всю консультацию меня.
Когда оказалось, что беременность и роды были абсолютно нормальные, ни один специалист не видит проблем у ребенка, все анализы и УЗИ в норме, логопед намеками обвинила меня в обмане - "ну ведь не может же быть все в порядке, а ребенок не говорит" и поставила диагноз: моторная алалия!
На мое возражение, что она даже не посмотрела ребенка и сразу ставит диагноз, логопед взяла (до сих пор помню))) черно-белую карточку козы и пошла к дочери, которая с чем-то играла. Спросила кто это, не дождавшись ответа, еще более утвердилась в своем диагнозе.
Почему-то в тот момент у меня были силы возражать, я попросила логопеда написать мне официальное заключение за подписью и печатью, которое я покажу нашему неврологу для подтверждения диагноза. На это логопед сказала, что не будет портить будущее ребенку!!! и писать ничего не будет. Пока. Но если через три месяца дочь не заговорит, нужно будет прийти к ней и тогда уже будет и заключение и лечение.
Сползая по стенке, захлебываясь слезами я поползла домой, а через месяц дочь заговорила предложениями. Это было как чудо. Она говорила проговаривая все звуки кроме Р, с правильными склонениями, окончаниями, явно осознавая о чем говорит!!
Со вторым ребенком, я до сих пор виню себя что что-то упустила. Когда родился Ярик, о методиках раннего развития уже много говорили не только хорошего, но и плохого. Ярик был таким самостоятельным, он так торопливо развивался, и я "опытная уже мать" расслабилась. Вскользь я отмечала, что он умеет, сравнивала, замечала, что Ярик быстрее чем Ульяна развивается физически, я не сомневалась, что все в порядке и до 1,8 абсолютно спокойно ждала.
Сейчас я уже понимаю, что должна была увидеть разницу в произношении звукоподражаний сыном и дочерью, если у дочка хорошо и четко произносила кто как говорит из животных, Ярик это делал по-другому. Он как бы выжимал из себя звуки. Если дочь говорила: му-у-у вытягивая губы, сын говорил: м-м-м, если дочь говорила: иа-иа, сын говорил: аа-аа.
Если дочь с радостью принимала меня в игру, сын заходился в истерике, когда кто-то пытался взять его зверюшек.
Если дочке можно было объяснить, что переходить дорогу можно только за руку, сын летел вперед не останавливаясь и только смеялся на все мои попытки ему что-то объяснить.
Если дочь стремилась повторять за нами, за детьми, сын не имитировал, не подражал, а все делал как хочет сам.
Я все его особенности списывала на характер и "это мальчик, ни другие". Тем более невролог, сказала, что его активность и самостоятельность - это особенности характера. Он не слушал, что ему говорят, не хотел заниматься, хотел играть только с определенными игрушками. Он очень любит животных, и когда я пыталась заговорить о деревьях, цветах, ягодах, сразу сбегал от меня. Я волновалась немного, но не видела ничего критичного.
Сейчас, я снова достала все свои карточки, записи, презентации и работаю с сыном. Что-то использую из известных методик, что-то мастерю сама. Да, позже, да, с преодолением, да, после курса занятий с нейропсихологом, после которого (в этом я уверена) Ярик может продуктивно заниматься. Сейчас я тороплюсь, стремлюсь наверстать упущенное время. Есть упражнения, которые Ярик проходит с легкостью, есть такие, которые приходится модернизировать, т.к. "не заходят".
Чтобы объяснить как животные готовятся к зиме и как происходит смена времен года, мы мастерим сенсорные коробочки и Ярик сам укладывает медведя в берлогу и засыпает лес искусственным снегом.
Чтобы объяснить круговорот воды в природе, дочке достаточно было нарисовать плакат, для Ярика нужна наглядная диорама.
Я много читаю, режу, клею, рисую для того, чтобы дать сыну знания. Возможно, если бы я обратила внимание на тревожные звоночки раньше, все было бы по-другому. А может и нет.
Жаль, что я не нашла тогда специалиста, который мог объяснить, посоветовать КАК. Жаль, что нет ресурса, который мог помочь понять, показать как заниматься, как модернизировать задание для понимания и закрепления. Ко всему приходится приходить медленным, экспериментальным путем. Но оно, несомненно, того стоит.