Найти в Дзене
Стив Май

ФГОС. Часть 3: стандарты

Оглавление

В предыдущих статьях (ФГОС. Часть 1: обзор, ФГОС. Часть 2: история создания) я рассказал, какие события предшествовали появлению Федерального Государственного Образовательного Стандарта, и какие документы стоит почитать, чтобы в нём разобраться. В этой хочу более подробно остановиться на самом стандарте.

ФГОС

ФГОС - это несколько документов (найти их можно на сайте https://fgos.ru/), каждый из которых регламентирует свой период обучения: от дошкольного до аспирантуры. Каждый из этих документов - приложение к приказу об утверждении этих стандартов. (Обычная законотворческая практика в области стандарта: приказом утверждаем, а что утвердили - смотрите в приложении.) Сами документы не очень объёмные - порядка 50 страниц. Отдельно выделены два стандарта - для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вообще, прежде чем ругать или хвалить стандарт, не мешало бы его прочитать. К чему я и призываю всех своих читателей. Не обязательно читать все, достаточно выбрать тот, который Вас лично интересует. Моя сфера интересов - школьный период обучения, поэтому я бы выбрал "Начальное общее образование (1 – 4 кл.)", "Основное общее образование (5 – 9 кл.)" и "Среднее общее образование (10 – 11 кл.)".

Стандарты разных периодов последовательны, то есть, каждый следующий вводится с учётом всех предыдущих и в надежде на надлежащее исполнение требований. (Поэтому я, кроме школьного периода ориентируюсь и на дошкольный.)

Для определённости я возьму самый многострадальный стандарт "Основное общее образование (5 – 9 кл.)". Всё, что я напишу про него, практически без изменений применимо ко всем остальным.

Структура

Стандарт состоит из четырёх разделов:

  • I. Общие положения
  • II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • III. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

и устанавливает три типа требований к подготовке, процессу и результату образования.

Требования к результату - это подробное описание характеристик выпускника. Словесный портрет. Он умеет то, может сё, готов пятое, способен на десятое. Этакий "сын маминой подруги". Список во втором разделе не является полным. В него каждый учитель может вносить немного своего (а сколько своего описано в разделе III, параграф 15), но не выкидывать. План-минимум.

Требования к структуре образовательной программы - лишь указание, какие разделы должны быть в ней. Что в эти разделы поместить - решайте сами. Но учтите(см. выше), что в них должно быть не менее 70% общего для всех. Больше можно, меньше - нельзя. Требования к документации.

Последнее требование (к условиям) самое широкое. Это и условия работы (СанПиНы, пожарные нормы, строительные), и кадровые указания, и материально-технические и психологические решения. Грубо говоря: что должно быть в школе, чтобы дети там могли спокойно учиться.

Если привести очень грубое сравнение, то это как в парикмахерской: вы говорите мастеру, какую причёску хотите, и дальше он уже без ваших подсказок делает своё дело. Конечно, мастеру для этого надо и оборудование, и какой-то минимальный уровень документации иметь.

Оценка

Если проверить на соответствие документацию (рабочую программу) и производственные условия не составляет труда, то оценка умений выпускника представляет собой нетривиальную, невероятно сложную и интересную задачу.

Раньше был упор на знания, а их проверить тоже не очень трудно - задавай открытые вопросы, и считай, на сколько из них ребёнок ответит верно.

Но теперь основными являются специфические умения и навыки. Их называют "универсальные учебные действия", а в стандарте прописаны как "метапредметные результаты".

Как проверить, владеет ли ученик навыком смыслового чтения, или просто проговаривает текст, который написан перед ним, со скоростью 90 слов в минуту? Тут нужен очень серьёзный тест. Желательно, объективный. И он есть - ЕГЭ и ОГЭ.

В экзаменах специально задаются нестандартные задания, в которых проверяется не алгоритм, который выучил обучаемый, а то, как человек умеет учиться прямо здесь и сейчас. И максимально создаются ситуации, в которых знания не нужны, а нужны навыки.