Я не считаю себя старой, но заметила за собой одну возрастную особенность.
Все мои кинематографические предпочтения родом из незапамятных времён. Из доинтернетовской эпохи.
Почему?
Сейчас снимают не хуже, а в техническом плане намного лучше. И актёры хорошие. И сценарии интересные. И режиссёры глубокие.
Но чего-то не хватает. Чего-то самого главного.
Мне кажется, я знаю, чего именно.
Чистых эмоций.
По обе стороны экрана.
Кино, как и любое искусство - это только чувства и эмоции. Одни передают, другие получают.
Одни вкладывают в своё творение душу - заезженное выражение, но лучше не скажешь.
Другие, взрослые и разумные, смотрят на экран, где разыгрывается придуманная история, и сопереживают полученной картинке. Испытывая гнев и радость, ненависть и сострадание, страх и облегчение,
Это и есть волшебство кинематографа.
Сейчас принято ворчать: «Душу вкладывали раньше, а сейчас киношники думают только о деньгах».
Да не в этом дело.
Чтобы передать, сообщить чувства и эмоции, надо уметь их испытывать. В полную силу.
Чтобы получать чувства и эмоции, надо быть к ним готовым. И тоже уметь их испытывать. В полную силу.
А для этого надо иметь опыт эмоционального общения. Ежедневный. Разнообразный. Богатый.
Когда видишь глаза собеседников, слышишь в голосе оттенки чувств по интонациям. Когда пытаешься донести до собеседника свои чувства не только словами, но и взглядом, голосом, жестами.
И такой опыт невозможно получить, проводя время на диване со смартфоном.
Интернет - величайшее изобретение человечества, стал причиной массовой эмоциональной глухоты и слепоты. Эмоциональной тупости.
Я постоянно читаю на Дзене признания «я - интроверт» или статьи типа «Почему мы не ходим в гости и сами не приглашаем гостей».
На самом деле эти признания звучат так: «Моя жизнь эмоционально бедна, и меня это устраивает».
Давайте честно, интроверт - это не про сиденье дома бука букой. Интроверт восполняет недостаток общения другими способами.
Дома и бука букой - это именно про эмоциональную бедность. Нежелание отдавать свои эмоции и получать чужие. Лень.
А теперь вернёмся к кино.
Вы заметили, что в современных фильмах очень короткие крупные планы - по 2 секунды?
Длинных крупных планов, когда артист все передаёт одними глазами, а зритель его понимает, почти нет.
Потому что некому передавать, и некому понимать.
Некому рассказать целую историю только глазами, некому прочитать эту историю.
В смартфоне глаз собеседника не видно.
А как же старые фильмы? Ведь мы их до сих пор любим, значит, не разучились читать эмоции только по лицам?
Нет. Мы читаем уже многажды перечитанное и понятое. Этак каждый дурак может.
Я недавно смотрела хороший современный фильм. С огромным количеством коротких крупных планов.
По сюжету я вроде понимала, какие эмоции должны передавать актёры. Вот тут он боится. Вот тут она потрясена.
Но я видела вместо страха или потрясения абсолютно пустые глаза. И если бы кто-то заглянул в мои глаза во время просмотра, он бы увидел тут же пустоту.
Вот такое искусство.