Аске́тика – раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения, исцеления падшего человеческого естества в процессе осуществления христианского подвижничества.
Друзья мои, современные православные христиане редко берут в руки душеполезные книги, где раскрывается опыт жизни во Христе, т.е. как проводить жизнь, если ты назвался православным. Это видно потому, что задаются одни и те же вопросы: «Как не раздражаться, как бороться с унынием и леностью, как жить в мире с близкими»?
С одной стороны, можно же почитать святых отцов, богословские толкования, чтобы разобраться в Православии. С другой стороны, по нашим молитвам, по нашим прошениям Господь устроит так, что ответы на наши вопросы мы услышим, если конечно мы действительно хотим услышать поучение для применения в своей жизни. А то ведь часто бывает, вопросы задаются для красного словца, люди и не собираются вникать, как стремиться жить во Христе.
На вопросы, касающиеся опыта борьбы со страстями, отвечает богословская наука аскетика. Именно она объясняет о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться, как обрести душевный мир, как стяжать любовь к Богу. Заблуждение, что только монахи должны вести аскетический образ жизни. Просто монашеский опыт в аскетике отличается от опыта людей в миру более строгими правилами.
К ежедневной борьбе со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел:
«Те, которые Христовы (то есть все христиане), распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24)
Как солдаты принимают присягу и дают обещание – клятву – защищать Отечество и сокрушать его врагов, так и христианин как воин Христов в таинстве крещения присягает на верность Христу и отрекается от дьявола и всех его дел, т.е. от греха.
Аскетику в некотором роде можно назвать христианской психологией.
Психология – это наука о душе. Она изучает механизмы человеческого поведения и мышления. Практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собой и людьми. Предметы, на которых останавливается внимание аскетики и психологии одни и те же.
Мне кажется, что психология, не рассматривающая человека как образ Божий и не вплетая в свою практику истины Бога, добивается незначительных результатов в своей работе, потому что не опирается на помощь живого Бога. Рассматривать проблемы душевные без изучения духовных возможностей непродуктивно и бессмысленно, если Господь призывает душу человека к Себе, а он никак не поймет этого и надеется на помощь психологов.
Постоянное тревожное состояние, депрессия, уныние – это неопровержимый повод, чтобы срочно бежать в церковь пока есть еще силы. Родители, детям которых нужна помощь психолога должны знать, что их детям не хватает их любви. А как они могут недостаток любви пополнить? Только с благодатью Бога.
Психология в христианском восприятии – не более чем «инструмент», который может быть обращен как на добро, так и на зло.
В РПЦ какое-то неоднозначное отношение к психологии. С одной стороны, существуют православные психологи, а с другой стороны, постоянно порицаются священники, которые используют принципы психологии. Ну почему не воспользоваться возможностями психологии? В данной науке разработаны методы, которые можно адаптировать к христианству. Важно не забывать о заповедях Христа и использовать принципы психологии , чтобы они не способствовали злу и не решали проблемы одних людей за счет других.
Святитель Феофан Затворник говорил, что нужно составить учебник по христианской психологии и сам применял в своих наставлениях вопрошающим психологические аналогии. Он пояснял, какова должна быть программа этой психологии:
«Изобразить состав естества человеческого: дух, душа и тело,– и представить систематический перечень всех способностей и отправлений каждой части,– и затем описать состояние и частей естества и способностей: 1) в естественном состоянии; 2) в состоянии под грехом и; 3) в состоянии под благодатию. Маленький опыт такой психологии представлен мною в «Письмах о христианской жизни».
Плохо то, что психология не является единой научной дисциплиной, существует множество школ, которые считают себя психологией. Некоторые направления совершенно неприемлемы для православных христиан. Поэтому приходится собирать какие-то знания по крупицам, отделяя зерна от плевел, пытаясь использовать знания из опыта практической психологии. Их обязательно надо переосмысливать согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями.
Мне кажется, что проповеди Андрея Конаноса как раз и есть применение психологических методов адаптированных в христианском учении. Не понимаю людей, которые отвергают такой подход для разъяснения проблем в борьбе со страстями.
Главное в христианском подвижничестве, чтобы возрастала любовь к Богу и ближнему и если инструмент, применяемый Андреем, ведет человека к этому, то что в этом может быть плохого?
Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.