Минпромторг разработал новый проект правил розничной торговли. Его авторы предлагают включить туда пункт про обязательные "двойные" ценники. Дело в том, что сейчас продавцы сами решают, что указать — стоимость за единицу товара или за его вес. По новым правилам придется озвучивать обе цены.
Что не устраивает покупателей
Откуда вообще пошли эти разговоры? Зачем какие-то "двойные" ценники? Что не так с текущим вариантом?
Изначально люди довольно сильно негодовали, но через некоторое время просто перестали реагировать и начали воспринимать ситуацию нормально. Я говорю про объемы товаров в упаковке, которые несколько лет назад стали стремительно уменьшаться.
Раньше было всё просто. Взял пакет молока, значит там будет 1 литр молока, взял пачку гречки, значит там будет 1 килограмм гречки. Другие градации казались чем-то экзотическим и странным.
Теперь всё наоборот. Редко можно встретить "честный" или ожидаемый объем. Намного чаще это будет 170 грамм сливочного масла или банка 0,45 литра.
Производители стараются сохранить рентабельность при резком росте закупочных цен, но способ выбран довольно хитрый. Упаковка осталась прежней и стоит столько же, но продукта стало меньше.
Давайте честно, далеко не каждый покупатель станет проверять на этикетке настоящий вес товара и сопоставлять цену с аналогами на полке. Не очень корректно этим злоупотреблять.
Что значит "двойной ценник"
Что можно с этим всем сделать? Несколько лет назад были предложения о новых ГОСТах на объем. Мол, вес определенных товаров должен быть фиксирован или кратен чему-то. Например, плитка шоколада всегда 100 грамм, а весовой сахар — 1, 1,5 или 2 килограмма (упаковку можно делать с шагом 0,5).
Та история не прижилась и Союз потребителей России решил зайти с другой стороны. Не загонять производителей в жесткие рамки, а ввести обязательную "двойную" цену для магазинов (например, французские "Ашан" и "Атак" уже давно это делают добровольно).
"Двойной ценник" — это когда на ценнике присутствуют обе цены. За единицу и за вес. Например, цена пачки риса 100 рублей. Так и будет написано: "упаковка 800 грамм — 100 руб, цена за 1 кг — 125 рублей".
Плюсы
- Можно легко сравнить стоимость товаров между собой
- Можно не искать вес или объем на упаковке, они обязательно будут на ценнике (теперь его не спрятать за "1 шт", "1 ед")
- Станет менее эффективно продолжать практику уменьшения объем товара
Минусы
- Перегрузка информации на ценнике. Мало кто из-за новых правил будет менять торговое оборудование. Продавцы просто ещё сильнее уменьшат шрифт. А если на ценнике уже есть какая-нибудь реклама карты лояльности или акция 1+1?
- Проект еще нуждается в доработке. Например, как затрагивают новые правила онлайн магазины, общепит или DIY ритейл?
PS
Эти новые правила должны заработать до конца года. Сейчас вносят правки, что именно оттуда пропадет, а что появится. Например, из магазинов должны исчезнуть книги отзывов и предложений, потому что в век интернета они давно потеряли свою актуальность.
Скорее всего. там же окажутся и старые ценники, которые заменят такие мини-брошюры с кучей цифр и букв. К сожалению, всё это не сделает товар на полке дешевле, экономику здоровее и не вернет доллар по 30.
Проблема же не в том, что производители внезапно решили "хитрить", а магазины их в этом радостно поддержать. Эти процессы не на пустом месте появились.
У них есть довольно четкая причинно-следственная связь, которую некоторые предпочитают не замечать. Согласен, намного проще ругаться в магазине на высокие цены и обвинять продавцов во всех грехах. Это же они ценники по утрам меняют.