Альбом "Painkiller" группы Judas Priest, релиз которого состоялся 30 лет назад, 3 сентября 1990 года, стал чем-то гораздо большим, чем просто "своеобразным камбэком" для культовой британской группы. Это стало смелым и громким заявлением о намерениях, а сама пластинка, оказала огромное влияние на европейскую и мировую метал-сцену начала 90-х. Квинтет показал, что у них еще достаточно запала, и они могут показать своим, более молодым, преемникам (в частности в трэш-метале), что "старики" ещё способны принести что-то новое в плане сочинения песен и подать это с невероятной энергией, которой можно только позавидовать. Оказалось, что "старую собаку" можно научить новым трюкам.
Вторая половина 1980-х была довольно странным временем для Judas Priest. До этого у них был "платиновый" прорыв с альбомом "Screaming for Vengeance" в 1982 году, который открыл двери для революции хэви-метала 80-х в Америке. Следующий альбом 1984 года "Defenders of the Faith" не имел такого успеха с коммерческой точки зрения, хотя, возможно, был сильнее предыдущей работы, что косвенно подтверждается невероятно успешным турне по всему миру. К середине 1980-х на метал-сцене назрел раскол между трэш-металом и глэм-металом. Группа стремилась не отставать от тенденций, и перед участниками Judas Priest встал выбор, какое звучание будет в следующем альбоме. Музыканты стремились отразить разнообразие музыки, которая выходила в то время, не отказываясь от своего фирменного звучания. Но идея выпустить двойной альбом "Twin Turbos", который группа хотела выпустить в виде единого релиза, была отвергнута их лейблом Columbia.
Сокращая список композиций который будет представлен в альбоме, участники Priest решили пойти на эксперимент и выбрали треки, наполненные синтезаторным звучанием, которые и вошли в конечный вариант "Turbo". Возможно, данный альбом и расширил их женскую фанатскую базу, но также он очень сильно разозлил многих преданных фанатов. Продажи альбома были не такие впечатляющие, однако тур прошел очень успешно. Пытаясь снизить градус гнева многочисленных поклонников, Judas Priest выпускают в 1988 году довольно агрессивный "Ram It Down", используя некоторые неиспользованные треки из "Turbo" в перемешку с новыми песнями. Несмотря на более агрессивное звучание и фантастические гитарные соло, плюс необычный кавер на песню Чака Берри "Johnny B. Good", результат оказался не таким впечатляющим для многих, но всё-таки сдвиг в лучшую сторону был заметен.
Группа прекрасно понимала, что необходимы изменения. Слоившаяся ситуация напомнила бывшему гитаристу К.К. Даунингу время, когда Priest разогревали KISS в 1979 году. "Я думаю, что в каком-то смысле то, что мы были у них на "разогреве" принесло им больше вреда, чем пользы", - рассказывал Даунинг в одном из интервью. "Всё то, что они делали, постепенно устаревало, а то, что делали мы, быстро становилось нормой. В то время мы были более близкими, более доступными, более уличными, если хотите. И это было благодаря тому, что мы были в джинсах и коже, в отличие от KISS, которые выглядели как недосягаемые супергерои. У нас были настоящие лица и настоящие имена". Примерно в такой ситуации оказались сами Judas Priest к моменту выхода "Painkiller" - все изменилось, потому что были такие группы, как Pantera, Anthrax и Sepultura, благодаря которым метал-музыка стала еще более уличной. Можно провести параллели и сравнить KISS и Judas Priest, Judas Priest и Pantera, и вы увидите, что музыканты становятся более уличными. Страх показаться излишне претенциозным закрадывался в умы некоторых людей".
Группе нужно было что-то, что могло бы оживить ее в творческом плане для их двенадцатого студийного альбома. И неожиданное изменение произошло, когда их многолетний барабанщик Дэйв Холланд решил уйти из группы по семейным обстоятельствам. "Вряд ли кто-то найдется, кто кинет камень в огород Дэйва, но пришла пора двигаться дальше, пора что-то изменить", - рассказывал гитарист Гленн Типтон в 1998 году. "Группа всегда интересовалась барабанщиками, умеющими справляться с двойной бочкой. Это дало бы нам возможность создавать скоростные вещи, расширяя наше творчество. С Дэйвом Холландом мы писали песни исходя из его способностей, и это ни в коем случае не является неуважением, ведь наши альбомы были действительно хорошими".
Группа дала объявление о прослушивании, и одним из барабанщиков, которые решили поучаствовать стал ударник группы Racer X Скотт Трэвис . Он уже был "на карандаше" у группы, потому что эта калифорнийская группа, благодаря связям Хэлфорда с их вокалистом Джеффом Мартином, должна была записать песню "Heart of A Lion", не вошедшую в альбом "Turbo". Трэвис обладал необходимыми навыками работы с двойной бочкой, которые искала группа. Они могли бы использовать их ещё в "Ram It Down", отчего альбом наверняка бы выиграл, при всем уважении к покойному Дэйву Холланду. "Скотт - просто феноменальный барабанщик", - говорит Хилл. "С ним мы могли сделать то, с чем Дэйв не справился бы. Да благословит его Бог. Когда к нам присоединился Скотт, это открыло для нас совершенно новые возможности благодаря более быстрым трекам и контрабасу. Он был великолепен тогда, и остаётся таким же сейчас. А еще он классный и очень техничный барабанщик".
В тот момент произошло ещё одно важное изменение. Проработав с продюсером Томом Алломом в течение десяти лет, начиная с "Unleashed In The East (Live In Japan)", вышедшего в 1979 году и заканчивая альбомом "Ram It Down", группа пришла к тому, что пришло время перемен. И новым продюсером стал Крис Цангаридес, с который был одним из звукоинженеров на основополагающем альбоме 1976 года "Sad Wings of Destiny". " Если оглянуться назад, то вы заметите прогресс группы от альбома к альбому, начиная от "British Steel" и до "Defenders...", - рассказывал Хилл. "Вы можете видеть как мы шли по этому пути, как искали следующий шаг, которым в итоге стал "Turbo". Всё труднее было придумывать что-то новое. А потом появился Roland со своими гитарными синтезаторами. Вот так появился "Turbo" , и это было концом генеалогического развития, если вы понимаете, о чем я. По сути эволюция остановилась на "Defenders..." . Очевидно, что "Turbo" был очень большим экспериментом". Когда вышел "Ram It Down", в котором была попытка вернуть жесткое звучание, группа почувствовала, что достигла конца пути с Алломом. Репутация Цангаридеса росла, благодаря его работе с такими артистами, как Thin Lizzy, Anvil, King Diamond и Black Sabbath, поэтому музыканты Judas Priest решили дать ему шанс.
В конце 1989 года группа вплотную занялась работой над материалом для альбома, который впоследствии получил название "Painkiller" . Альбом был записан в течение первых трех месяцев 1990 года в Studio Mirval в городе Корренс во Франции, недалеко от Французской Ривьеры. Вот как Хилл вспоминает об этом месте и о замке Мираваль, в котором группа жила и работала над альбомом: "Это была винодельня, и это было довольно опасным моментом, потому что у вас всегда под рукой был бесконечный запас коллекционного вина. Основная часть работы в Миравале приходилась на утро. Там была отличная атмосфера для работы. Если у вас тяжелый период или ваш мозг просто забит повседневными проблемами, то можно просто гулять по виноградникам. Это было великолепное место для работы над записью. Там было очень мало отвлекающих факторов, в отличие от Ибицы и Компас Пойнт на Багамах, где было много отвлекающих факторов и процесс записи шёл не так плодотворно.
Для Хэлфорда выбор винодельни в качестве места для работы над альбомом мог показаться странным, учитывая, что он почти пять лет был в завязке. "Это нисколько не мешало мне. Я сохранял трезвость и мне было комфортно", - вспоминал позже Хэлфорд. "Это было милое место. Это было просто прекрасным отдыхом. Около года или двух назад я прочитал, что, когда Брэд Питт и Анджелина Джоли поженились, они жили в этом самом замке много-много лет, потому что он располагался далеко от всех. Чтобы до него добраться, нужно было проделать долгий путь по проселочным дорогам".
Может закрасться мысль, что столь непринужденная обстановка в этой французской студии побудит группу к созданию более легкого альбома, такого как, например, Turbo , но группа была голодной в творческом плане, а новый барабанщик настолько вдохновил остальных участников группы, что закрутила такой яростный водоворот хэви-метала, в котором высвободилась ураганная энергия их предыдущих лет. Заглавный трек представлял собой настоящий звуковой штурм с маниакальными криками Хэлфорда, горящими гитарами Типтона и Даунинга и мощнейшей ритм-секцией Хилла и Трэвиса. "Hell Patrol" под завязку набит постоянно меняющимися риффами и великолепным соло Типтона, который с той же яростью зажёг на "All Guns Blazing". "Nightcrawler", "Between The Hammer And The Anvi" , а также наполненный клавишными "A Touch of Evil" полны готических оттенков и по-настоящему зловещих риффов.
Что касается лирики, то она затрагивает очень разные темы - это и спасение Земли от разрушения благодаря таинственному пришельцу, изображенному на обложке альбома ("Painkiller" и "All Guns Blazing"), мрачная тема зла, мистик и и любви ("A Touch Of Evil"), эпическое посвящение силе и отваге ("Hell Patrol" и "One Shot At Glory"), ну и ставшие уже обязательными оды металу - "Leather Rebel" и "Metal Meltdown". На протяжении всего альбома Даунинг и Типтон исполняли невероятно агрессивные и восхитительные соло, которые можно смело назвать одной из величайших работ, которые они когда-либо делали.
Сведением альбома "Painkiller" занимался Этти Боу в Wisseloord Studios в городе Хилверсюм в Нидерландах, и вскоре работа над альбомом была завершена, однако релиз был отложен до окончания известного скандального судебного процесса. В конечном итоге честное имя группы было полностью реабилитировано.
Новый альбом был прекрасно принят как критиками, так и поклонниками группы, и спустя всего четыре месяца пластинка получила "золотой" статус.
Басист группы Йен Хилл вспоминал, что некоторые фанаты были буквально застигнуты врасплох: "Это отличалось от традиционного материала, поэтому некоторые из старых фанатов, вероятно, не смогли принять этот альбом, но, в то же время, благодаря нему у группы появился целая армия новых поклонников. Альбом был хорошо встречен критиками, к тому же здесь не было "радиодружественных" хитов, единственное, "A Touch Of Evil" могла бы в какой-то мере подойти на эту роль".
18 октября группа отправилась в мировое турне, которое продолжалось до 19 августа 1991 года. Тур был интенсивным и, можно сказать, очень жестким для голоса Хэлфорда, учитывая, насколько сложной для голосовых связок была песня "Painkiller", но он вспоминал, что на самом деле это было не так уж и плохо. Концертные видео на YouTube показывают, что он и группа выкладывались на сцене по полной. "Мы хорошо отдохнули до того, как начался утомительный тур "Painkiller", - рассказывал Хэлфорд. "Это был очень долгий тур, иногда было несколько выступлениями подряд. Я не знаю, как мы это смогли сделать. Мне было уже за 40, вроде. Я уже не мог петь, как двадцатилетний, уже начинались разные возрастные изменения. Но, к счастью, я был чистым и трезвым на протяжении нескольких лет, и это мне помогало. Я был в приличной форме. В тот период у меня не было проблем со здоровьем, мой сон был в норме, я спал намного лучше, чем сейчас, и бессонница мне не мешала. Я чувствовал себя в полном порядке".
Во время тура "Painkiller" Judas Priest дважды прокатились по Северной Америке, а также выступили в Европе и Японии, а в январе 1991 года они выступили в качестве хэдлайнеров на Rock In Rio II перед аудиторией в 200 000 человек.
В первом туре по Северной Америке группу поддерживали Megadeth и Testament, а во втором группа выступала вместе с Элисом Купером в качестве хэдлайнеров, а турне получило название "Operation Rock & Roll".
Как сообщалось, это турне было своеобразной данью уважения американским военным, принимающим участие в операции "Буря в пустыне".
В тот период гранж-волна накрыла музыкальную сцену и "Operation Rock & Roll" не дала тех дивидендов, которых ожидали. К тому же на последнем шоу этого тура Роб Хэлфорд выезжая на своём Харлее врезался в подъёмник ударной установки, упал и сломал нос и потерял на время сознание. Музыканта удалось привести в чувство, но доиграв концерт, Хэлфорд был госпитализирован. Впоследствии данный инцидент трактовался как предвестие ухода певца из группы. После того, как тур "Painkiller" закончился, Хэлфорд хотел заняться сольным проектом, но споры с Columbia вынудили его покинуть группу в 1992 году, и создать новый коллектив под названием Fight .
Тридцать лет спустя "Painkiller" по-прежнему остается классикой хэви-метала и одним из лучших релизов в творчестве Judas Priest. От апокалиптической обложки Марка Уилкинсона и до последних нот эпического гимна "One Shot At Glory" альбом звучит всё так же дико и зажигательно, как и тогда, когда он был выпущен. За шестнадцать лет своей карьеры (на тот момент), когда участники группы Judas Priest были лет на десять старше, чем большинство представители молодого метал-поколения, наступавшего им пятки, они смогли не только подтвердить свою жизнеспособность, но и смогли внести свежую и мощную струю в метал-музыку, в создании которого они приняли самое непосредственное участие. В 1991 году "Painkiller" впервые в истории группы получил номинацию на Грэмми за лучшее метал-исполнение, но по необъяснимым причинам проиграл каверу Metallica на песню Queen "Stone Cold Crazy".
Спустя 30 лет после его выхода, я слушаю этот альбом, и у меня возникает возникает то же самое чувство, что и тогда, когда я был подростком. Я словно возвращаюсь в юность и просто наслаждаюсь этим альбомом.
Как говорил сам Роб Хэлфорд: "Музыка, которая трогает вас в юности, усиливается в вас по мере того, как вы становитесь старше. Каждая запись может быть виртуальной машиной времени - все, что вам нужно, это услышать секунду или две, и вы вернетесь в то место и время, когда вы впервые услышали ее. Это потрясающее чувство, когда музыка так глубоко трогает тебя и остается с тобой на протяжении всей жизни". Это самое точное описание для альбома "Painkiller".