Найти тему

Герой нашего времени: каким должен быть врач

Как сказал американский писатель и философ Билл Брайсон, «Трудно представить себе более важную, или жизненно важную для любого общества работу, чем создание хороших врачей». Из этого следует вопрос: «Каких же врачей ждет наше общество?»

«Самое главное у врача – это скромная оценка своих знаний, за этим идет стремление все время их совершенствовать, а также это дает основание врачу внимательно прислушаться к мнению коллег по другим специальностям, коллег более старшего возраста и с большим опытом», - говорят профессора медицины.

Предпосылки для формирования хорошего врача:

1) Родиться в правильной семье
2) Получить достойное воспитание
3) Учиться с детства, а главное – видеть тому примеры в семье
4) Иметь хороших учителей
5) Учиться там, где интересно

Мёртвые учат живых

Важный фактор, без которого невозможно существование медицины – это анатомия, нормальная и патологическая. Сегодня существует огромное количество авторитетов, много профессоров, академиков, и у многих полярные точки зрения на ту или иную болезнь. Как понять, кто прав?

Недаром великий врач, «праотец» отечественной терапии Матвей Мудров говорил «Мёртвые учат живых». Поэтому сколько ни было бы мнений, «верховный судья» всегда патологоанатом, потому что только после секции создается полноценное представление о том, правильно ли был поставлен диагноз и верно ли было назначено лечение.

Знать историю

Ни один великий музыкант не смог бы стать великим, не зная Чайковского, Глинку, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова... Также невозможно стать хорошим врачом, не зная Боткина, Пирогова, Склифосовского и др. выдающихся врачей.

Поэтому современный врач, помимо изучения новых методов диагностики и лечения, клинических рекомендаций, должен всегда обращаться к урокам истории медицины, российской медицинской школы.

Видеть и слышать

«Не только смотреть, но и видеть; не только слушать, но и слышать», - говорил великий терапевт, академик М.В. Черноруцкий.

Эта крылатая фраза жизненна и правдива, особенно в наше время, когда в силу дефицита времени на амбулаторном приёме в поликлинике врачи не успевают многое, перестают смотреть, стараются не видеть, не слушать и слышать.

Именно Черноруцкий более полувека назад сформулировал классические постулаты осмотра. Под общим осмотром понимают оценку конституции, осанки, походки, положения больного в постели, а к местному относят осмотр лица, рост, вес, температуру тела. По Черноруцкому главным является конституция и социальная среда. Это то, что сегодня называется «диагноз в двери».

Концентрация на главном

«Врача нужно сконцентрировать на более важных, ярких и главных болезнях, которые в определенном обществе имеют большое значение», говорил незабвенный клиницист – профессор М.П. Кончаловский.

Сегодня подготовка врача, особенно амбулаторного звена, должна быть акцентирована на тех категориях болезней, которые «на потоке», с которыми часто обращаются, от которых инвалидизируются, и от которых умирают.

Порядок освобождает голову

Очень важно правильно организовать рабочее место врача. Терапевт на амбулаторном приёме в поликлинике один на один с пациентом. Ему не с кем посоветоваться, он ограничен во времени, у него обилие диагностических и лечебных возможностей, при этом он должен обладать достаточно большим количеством знаний, чтобы грамотно использовать все свои возможности, и чтобы не пропустить болезнь.

Однако всё знать и всё помнить невозможно. Поэтому в кабинете терапевта должны быть подсказки: вопросы, которые нужно обязательно задать каждому пациенту для раннего выявления социально значимых патологий, и если у врача появляется подозрение на то или иное заболевание, он должен обратиться к алгоритмам, пошаговым инструкциям, которые подскажут как нужно действовать. Всё это позволяет минимизировать время приёма, а также сделать более объективными все данные, связанные с пациентом.

Подводя итоги

Необходимо постоянно совершенствовать свои знания, следить за новыми тенденциями, а также обращаться к истокам медицины, чтобы повышать свой личный уровень как сугубо профессионального, так и общего образования.